Редакция журнала «Башҡортостан уҡытыусыһы» - филиал ГУПРБ Издательский дом «Республика Башкортостан»
» » О результатах экспертизы образовательной среды дошкольных образовательных образований
О результатах экспертизы образовательной среды дошкольных образовательных образований

Данная статья является продолжением статьи «Современные направления оценки качества дошкольного образования», изданной в  августовском выпуске журнала «Башҡортостан уҡытыусыһы» («Учитель Башкортостана»).

Как уже было указано в предыдущей статье, в конце прошлого учебного года система дошкольного образования Республики Башкортостан была включена во всероссийский проект Рособрнадзора «Лонгитюдное исследование качества дошкольного образования». Так, на основании запроса заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки А.А. Музаева руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования об определении регионального куратора и эксперта исследования качества дошкольного образования (документ №05-209 от 05.05.2017 г.), Министерством образования Республики Башкортостан был определен перечень из 9 МАДОУ РБ, включенных в выборку исследования в сентябре 2017 г. и назначен региональный эксперт федерального проекта в лице Венеры Гавазовны Яфаевой, заведующего кафедрой дошкольного и предшкольного образования ГАУ ДПО ИРО РБ, д.п.н., академика МАНПО (документ №19-13/108 от 12.05.2017 г.).
Целью экспертизывыступиловыявление состояния и тенденций развития образовательной среды дошкольных образовательных организаций Республики Башкортостан (далее ДОО РБ) и определение степени ее соответствия ФГОС ДО. Полученные результаты должны использоваться для анализа перспективных направлений, корректировки мер, направленных на оптимизацию качества дошкольного образования республики в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Результаты, изложенные в статье, основаны на итогах наблюдения образовательной среды, включающей: образовательное содержание, развивающую предметно-пространственную среду, образовательный процесс в 9 возрастных группах ДОО РБ, включенных в выборку исследования в период с 12.09.17 по 28.09.17 г. Выбор возрастных групп, а именно 1 младшей, 4 средних и 4 старших, определялся региональным экспертом в день наблюдения случайным образом.
Объект экспертизы –компоненты образовательной среды дошкольной группы: Предметно-пространственнаясреда. Присмотр и уход за детьми. Речь и мышление. Виды детской активности. Взаимодействие. Структурирование программы. Родители и персонал.
Инструмент исследования: шкалы ECERS-R [1]. Наблюдение проводилось строго по стандартизированному оценочному листу, включающему 7 подшкал, 43 показателя к ним и оценивалось по 7-и балльной шкале.
Характеристика образовательной среды в наблюдаемых ДОО
На основе проведенного исследования к выявленным положительным, наиболее благополучным тенденциям образовательной среды отнесены: относительное благополучие в организации предметно-пространственной среды (наличие сообразной возрасту детей мебели, оборудования, игр и игрушек, пособий и дидактических материалов и пр.); ориентация образовательной среды на создание условий для эмоционального комфорта детей; доброжелательность взаимодействий персонала с детьми; достаточный присмотр и уход для сохранения здоровья и обеспечения безопасности детей; обеспечение чистоты в помещении и соблюдение санитарно-гигиенических требований и норм; эффективное использование персоналом методов поддержания дисциплины не связанных с применением наказания; нацеленность образовательного процесса на избежание и недопущение конфликтов; обеспечение и поощрение позитивных социальных взаимодействий между сверстниками; обеспечение возможности детей быть участниками самоорганизованных малых групп и пр.
К наиболее дефицитным аспектам отнесены недостаточность:оптимального использования имеющихся ресурсов предметно-пространственной среды; готовности педагогов к организации педагогического взаимодействия с детьми, соответствующего ценностям, представленным в ФГОС ДО; обеспечения качественного развития речи, мышления, воображения и детского творчества; эргономичногосочетания и размещения центров интересов детей, с учетом соотношения тихих и активных видов деятельности детей; обеспечения индивидуализации образовательного процесса, поддержки инициативы, самостоятельности и самореализации детей; практики использования компьютерных программ в образовательном процессе; пособий, игрушек и книг, которые помогают детям узнать и принять многообразие окружающего их поликультурного мира, где присутствуют люди разных этнических групп, культур, возрастов, способностей и возможностей, а также отсутствие доступной и мобильной среды для детей с ОВЗ.
Экспертные наблюдения показали, что основнойпотенциал повышения качества образовательной среды ДОО должен лежать в области индивидуализации образовательного процесса, поддержки инициативы, самостоятельности и самореализации детей; создания более доступной и мобильной среды; обеспечения задачи развития речи, мышления, воображения и детского творчества; совершенствования качества образовательного процесса – того, как происходит взаимодействие педагогов с детьми, детей друг с другом, а также детей со средой.
Характеристика подшкалы «Предметно-пространственная среда»
К позитивным показателям данной подшкалы с оценкой «хорошо» (4–5 баллов) отнесены «Мебель для повседневного ухода, игр и учения», «Мебель для отдыха и комфорта», ибо во всех исследуемых ДОО большая часть мебели подходит по размеру для детей, мебель прочная и в хорошем состоянии; уютный уголок доступен детям в течение значительной части дня, не используется для активных игр, большая часть мягкой мебели чистая и находится в хорошем состоянии. Образовательная среда в достаточной степени ориентирована на создание условий для эмоционального комфорта детей. В частности, в 7 из 9 наблюдаемых группах достаточно мест для создания теплой уютной атмосферы – мест, оборудованных коврами, приятной детской мягкой мебелью, где можно было бы отдохнуть, подумать, помечтать, полежать; мест, где ребенок может побыть один хотя бы недолго, рассматривая, разглядывая, изучая, «читая». Исключение составили 2 группы, где показатель «Мебель для отдыха и комфорта» оценен в 2 балла ввиду недостаточного количества предметов обстановки для обеспечения комфорта и отдыха детей. Потенциал, которым достаточны некоторые изменения для значимого улучшения минимального качества у таких показателей, как «Внутреннее помещение», «Обустройство пространства для игр», «Места для уединения», «Оборудование для развития крупной моторики». Так, наряду с достаточным местом в исследуемых группах для детей и взрослых, достаточным для одновременного осуществления нескольких форм активности детей, чистых и хорошо обслуживаемых, с хорошим освещением, вентиляцией, контролем температуры, эти помещения не могут считаться доступными и мобильными для детей с ОВЗ (по таким показателям, как доступ к этажу и группе; дверные проемы; высота порогов и пр.).
Оценка чуть выше «минимальной» в 6 из 9 наблюдаемых группах по показателям «Обустройство пространства для игр» и «Места для уединения» показывает, насколько обустроены «центры по интересам», стимулирующие разные виды деятельности детей. Поскольку у дошкольников внимание непроизвольное, важно, чтобы среда была насыщенной и «подсказывала» различные виды деятельности, помогала ребенку не только вовлекаться в деятельность, но и не отвлекаться, а разворачивать ее достаточное время без внешних помех. По сложившейся традиции,  в  наблюдаемых группах имеются почти все «центры» развития/интересов, однако наблюдается не столь эргономичноеихсочетание и размещение (с учетом соотношения тихих и активных видов деятельности детей). Более того, в единичном случае наблюдалось отсутствие спальни, что вообще является свидетельством одновременного использования одного пространства и для игры, и занятий, и организации питания, и сна детей, что является недопустимым для качественной реализации требований к условиям в соответствии с ФГОС ДО. В результате, дети в этой возрастной группе большую часть времени проживают в одном пространстве, что не позволяет создать необходимое для полноценного развития всех детей группы пространства для организации и обеспечения качественной длительной игровой и других видов активности (для развития крупной моторики), а также мест для уединения, т.е. пространства для обособленной игры одного или двух детей, защищенное от вмешательства других детей.
Обращает на себя внимание следующий показатель – «Связанное с детьми оформление пространства» с оценкой ниже «минимальной». Этот показатель отражает то, насколько деятельностно-ориентированным является организация образовательного процесса, насколько дети включены в него как субъекты, которые могут выражать свои впечатления, планировать свою деятельность, совершать выбор. Помня о том, что мышление дошкольника, прежде всего, наглядно-действенное и наглядно-образное, все следы подобной субъектной активности должны быть представлены в оформлении группы. При организации среды очень важна реализация принципа «участия ребенка», когдаза дошкольником признается возможность быть, хотя бы в некоторой степени, субъектом образовательного процесса. Тем активным и полноправным участником, имеющим возможность повлиять на его ход, используя разные способы выражения своего понимания ситуации, окружающего мира, зафиксировать и предъявить себе и другим детям результат своего отношения ко всему происходящему. Акцент должен делаться на том, чтобы дети были окружены результатами собственной деятельности, свидетельствами своей состоятельности – своими произведениями, созданными по замыслу; самодельными совместными плакатами и коллажами; рассказами прошедших событий с их оценкой; авторскими рисунками и фотографиями текущих событий; моделями и картами предстоящего дня; рукописными книгами и журналами. Все это создает в группе атмосферу, необходимую для развития и осознания детьми своей идентичности, успешности и самостоятельности. Низкие баллы по этому показателю в наблюдаемых группах означают, что в оформлении пространства недостаточно представлены перечисленные выше варианты детских работ, что принципиально важно для формирования познавательной активности и позитивной самореализации и самооценки в дошкольном возрасте. Кроме того, преобладают работы по образцу, нежели работы по собственному замыслу, что плохо сказывается на формировании инициативности, творческих способностей и познавательной мотивации детей.
Причинами «бедности» среды продуктами детской активности является, прежде всего, недопонимание педагогами важных направлений развития образовательной среды детского сада в соответствии с ФГОС ДО: индивидуализации образовательного процесса, поддержки инициативы, самостоятельности и самореализации детей; отсутствие в распоряжении групп ДОО цветных принтеров и расходных материалов к ним для оперативной визуализации ряда продуктов деятельности детей (речевой, интеллектуальной).
Характеристика подшкалы «Присмотр и уход за детьми»
К позитивным показателям данной подшкалы с оценкой «хорошо» и «отлично» (5 и 7 баллов) отнесены «Приемы пищи», «Гигиена» в 2 из 9 наблюдаемых группах. Так, наряду с имеющимися в других наблюдаемых группах показателями на оценку «минимально» (3 балла), таких как соблюдение санитарно-гигиенических требований, непринужденная атмосфера во время приема пищи, эмоциональная благоприятная атмосфера: привитие навыков самостоятельного питания, персонал в двух группах во время приема пищи демонстрирует (а это соответствует оценкам «хорошо» и «отлично») эталон формирования культуры приема пищи, пользования приборами, сидя за столом вместе с детьми, заботу о здоровье, употребляя в присутствии детей здоровую пищу, что значительно влияет на процесс потребления детьми еды (вследствие возрастной особенности подражаемость). Позитивной явилась возможность не применять ряд показателей относительно детской пищевой аллергии, поскольку почти во всех наблюдаемых группах, к сожалению, имеются дети, склонные к аллергии и которым не предусматривается возможность замены продуктов для приема пищи.
Положительный потенциал, которым достаточны некоторые незначительные изменения для значимого улучшения качества у таких показателей, как «Встреча/прощание», «Гигиена», «Пользование туалетом», «Сон/отдых». В частности, показатель «Встреча/прощание» ориентирует педагогов при приветствии использовать основной язык ребенка, на котором он разговаривает дома, доброжелательно приветствовать родителей и обмениваться с ними информацией не менее чем в 75% случаев, что будет соответствовать оценке «хорошо» (5 баллов). Следующие два критерия демонстрируют в основном соблюдение санитарно-гигиенических норм детьми, педагогами и персоналом; наличие базовых материалов для ухода за детьми, формирование у детей и у себя привычки мыть руки. Вместе с тем, для достижения оценки «хорошо/отлично» (5 и 7 баллов) необходимо обеспечение доступа к теплой проточной воде возле унитазов, а также обеспечение условий для детей с ОВЗ. Показатель «Сон/отдых» не превышает минимальную оценку (4 балла) ввиду объективной невозможности расположения кроватей на расстоянии не менее 90 см друг от друга или разделения сплошной перегородкой в соответствии со шкалами. Этот факт объясняется несоответствием данного параметра качества ECERS требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изм. от 27.08.2015 г.). Более того, в единичном случае наблюдалось отсутствие спальни, и организация сна детей осуществлялась в групповом помещении на раскладушках где требование расстояния между кроватями даже в 45 см не является возможным!
Обращает на себя внимание показатель «Безопасность», продемонстрировавший «неудовлетворительную» оценку (2 балла), и оказался наименее благополучным в 7 из 9 наблюдаемых группах. Проблема заключается в несоответствии такому показателю, как наличие основных средств, необходимых для реагирования в чрезвычайных ситуациях: наличие служебного телефона (оплачиваемого не воспитателем и родителями, а ДОО) у воспитателя не только в группе, но и на прогулке (!); возможность срочной замены сотрудника; наличие транспорта.Этот факт объясняется несоответствием установленных особенностей отечественной системы ДО данному параметру качества ECERS.
Характеристика подшкалы «Речь и мышление»
К позитивным показателям (оценки «хорошо» и «отлично») данной подшкалы, к сожалению, не отнесено ни одного случая. Положительный потенциал, которым достаточны незначительные изменения для значимого улучшения качества у таких показателей, как «Стимулирование общения между детьми», «Повседневное использование речи» (3–4 балла). Так, в наблюдаемых группах персонал (педагоги и младшие воспитатели) время от времени использовали разные игровые, средовые и проблемные ситуации, побуждающие детей к общению, используя при этом доступные в различных центрах развития/интересов предметы и объекты. Причем вербальное общение с детьми использовалось педагогами преимущественно как для социального взаимодействия, так и для обмена информацией (об осени, овощах, правилах поведения и дорожного движения). Вместе с тем, стоит отметить и показатели, которые оказались наименее благополучными для большинства исследуемых групп – «Книги и картины», «Использование речи для развития мыслительных навыков». Так, минимальная оценка (2–3 балла) показателя «Книги и иллюстрации/картины» объясняется тем, что педагогами не была инициирована речевая активность детей посредством чтения книг, рассказывания им историй или рассказывания по картинкам, а также не использовались дополнительные материалы для развития речи детей (плакаты, таблицы, лото в картинках, аудиозаписи рассказов и песен). Хотя и наблюдалось наличие большого количества книг, к сожалению, они не все были связаны с недельной темой образовательного процесса. Более того, большинство книг не соответствовало жанровому разнообразию: сказки (народные, авторские); рассказы (фантастические, событийные), о людях (профессии, возраст, пол),природе/ науке/ исследованиях, животных; информация о различных культурах и этносах; способностях и ограничениях людей; поэтика; энциклопедии и пр.
Такая же минимальная оценка наблюдалась по показателю «Использование речи для развития мыслительных навыков». Это связано с тем, что общение чаще использовалось для инструктирования, чем для бесед; педагоги, даже включаясь в детскую игру, не всегда развивали детские идеи, не применяли открытые вопросы,  которыепобуждали бы детей к мышлению. Крайне редки были ситуации обсуждения, в которых педагог проявлял бы заинтересованность в ответах детей, поддерживая разные мысли и версии ответов детей. Все это минимизирует процесс стимулирования развития детского мышления. Кроме того, отсутствие реального диалога, в котором взрослому были бы интересны ответы детей, не способствует формированию самореализации и самоценности, снижает мотивацию и интерес к познанию. Объяснение происходящего возможно заключается в том, что многие образовательные программы ДО оснащают педагогов готовыми «конспектами» организованной образовательной деятельности (занятий). Такой «конспект» ограничивает педагога, он  действует не по ситуации, а «по образцу», нередко не «слыша ответы детей, выходящие за рамки шаблонных». Разумеется, в таком случае общение с детьми и подлинный диалог маловероятен. 
Характеристика подшкалы «Виды активности»
К позитивным показателям с оценкой «хорошо» отнесен единственный вариант подшкалы – «Мелкая моторика», наблюдаемый в двух группах из девяти, в которых в течение значительной части дня было доступно большое количество материалов для развития мелкой моторики (как минимум трех-четырех  образцов каждого вида): конструкторы с деталями небольшого размера с различными способами соединения: деревянные, пластиковые, металлические, магнитные; материалы для занятий искусством – мелки, сангина, пастель, акварель, мастика, глина; подручные материалы, которыми можно манипулировать: природный материал, мелкие фигурки людей и животных, детские игрушки (посуда, муляжи овощей и фруктов); пазлы – математические, литературные, познавательные и пр.
Положительный потенциал (3–4 балла), которым достаточны незначительные изменения для значимого улучшения качества у таких показателей, как: «Музыка/движение», «Ролевые игры», «Математика/счет». В частности, в большинстве наблюдаемых групп детям доступны некоторые материалы для занятий музыкой, педагоги проводят образовательные занятия с применением музыки. Вместе с тем, в образовательном процессе (не в ООД, осуществляемой музыкальным руководителем), а в группе, не придается внимание самостоятельному выбору детьми жанров музыки для слушания и исполнительства: будь-то это игра на музыкальных инструментах; музыкально-ритмические движения и танцы (с использованием реквизита); пение (включая пение на родных и других языках); использование музыки, характерной для различных культур; музицирование (сочинительство).
Что касается показателя «Ролевые игры», то в большинстве наблюдаемых групп детям доступны некоторые материалы для организации и обыгрывания сюжетно-ролевых игр, в частности детям доступны некоторые материалы, одежда, реквизит и мебель для самостоятельного применения их в ролевых играх по темам: ведение домашнего хозяйства (кухня, дочки-матери); работа-профессия (парикмахер, магазин, больница). Вместе с тем, наблюдается недостаточность реквизита как минимум по двум разным темам ролевых игр, включающих: различные виды работ (детский сад и школа, пасека, строительная, кондитерская и др. компания и пр.); фантазия (напр. космический полет,динопарк, музыкальный канал и пр.) а также спорт и отдых (фитнес-клуб, спортивная школа, салон путешествий  и пр.). Более того, минимальное применение реквизита, одежды и предметов для сюжетно-ролевых игр (в том числе характерных для разных культур и этносов) входит в противоречие с психологическими особенностями дошкольников, для которых важна возможность инициативного использования оборудования в течение большей части дня, а не 20–30 минут в день. В этих условиях детям трудно развернуть длительную режиссерскую или сюжетно-ролевую игру, которая имеет развивающий потенциал для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Что касается показателя «Математика/счет», то здесь также детям доступны некоторые соответствующие уровню развития материалы для математического развития детей. Вместе с тем, необходимо разнообразить материал и пособия до 3–5 шт. по каждому разделу математического развития: множество и подмножество; количество и счет; величинные характеристики; геометрические формы, тела и фигуры; ориентировка в пространстве и во времени; логические и арифметические примеры и задачи: счеты, весы (механические и электронные) и гири; часы песочные и водяные; различные емкости для измерения жидких и сыпучих веществ; модели геометрических тел и форм; палочки Дж. Кюизенера; блоки З. Дьенеша; математический планшет; Геоконт, коврограф «Ларчик», игры В. Воскобовича; кубики Н. Зайцева и Б. Никитина; доски Сегена; магнитные трафареты
Н. Пятибратовой; модели и интеллект-карты В. Яфаевой; пособие Мате-плюс; алгоритмы и таблицы цифр и знаков; пазлы и пр.
Однако стоит отметить и показатели, которые оказались наименее благополучными. В данную группу попадают показатели поразличным видам детской активности: «Искусство», «Кубики», «Природа/наука», «Песок/вода». Некоторое количество материалов по всем этим номинациям обычно присутствует в наблюдаемых группах, однако предметная среда является недостаточно насыщенной для организации образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детейи обеспечения поддержки инициативы и возможности совершать выбор. В частности, выявлен недостаток: разнообразия материалов для детского творчества (бумага разных сортов, качества, размеров и расцветок; различные изобразительные средства; материалы для создания трехмерных произведений, объектов и пр.); строительного материала и кубиков для проектирования и сооружения крупных построек; материалов, связанных с опытом общения с наукой и природой (комнатные растения, разнообразные коллекции, материалы для опытов и экспериментов, видеоматериалы, игры); доступа к материалам для релаксации (акватерапия, песочная терапия, литотерапия, арттерапия и пр.).
Такой показатель, как «Использование телевизора, видео и /или компьютеров» также был оценен на «минимально» в 1 случае (2 балла), в 2 случаях (4 балла) или как неприменимый из-за отсутствия практики использования компьютерных программ в образовательном процессе в оставшихся 6-и группах. Здесь можно говорить о наблюдаемом противоречии, с одной стороны,активной информатизации системы образования, в том числе дошкольного; а с другой – неготовности дошкольных образовательных организаций эффективно использовать электронные ресурсы (неготовность  материально-техническая и профессиональная).
Кроме того, предметно-пространственная среда является недостаточно доступной для обеспечения различных видов активности детей. Материалы и оборудование (в том числе для занятий спортом, исследования, экспериментирования, измерения, музыцирования и пр.) чаще всего не находятся в открытом для детей доступе, а выдаются педагогами на время занятий, что не позволяет формироваться умению выбирать деятельность по интересу, мешает формированию произвольности. Выявлен факт недостаточности условий для развития у детей в течение дня разнообразных крупномоторных двигательных навыков: прыгать, лазать, играть в мяч, управлять колесными игрушками с педалями и пр. Спортивные залы доступны детям два раза в неделю, далеко не всегда спортивные и прогулочные площадки оборудованы для развития крупной моторики детей. С целью обеспечения безопасности, почти во всех наблюдаемых группах исключено из практики использование велосипедов и самокатов,столь важных для развития крупной моторики.
Обращает на себя внимание следующий показатель, продемонстрировавший оценку «неудовлетворительно» – «Содействие принятию многообразия», который означает, что в группах недостаточно пособий, игрушек и книг, которые помогают детям узнать и принять многообразие окружающего их поликультурного мира, мира людей разных этнических групп, культур, возрастов и способностей и возможностей. Отметим, что Республика Башкортостан – поликультурный регион Российской Федерации, поэтому требования «сохранения единого образовательного пространства РФ», «уважения к личности ребенка», «сотрудничества с семьей», обозначенные в ФГОС ДО, должны быть реализованы на должном уровне.
Характеристика подшкалы «Взаимодействие»
К позитивным показателям данной подшкалы с оценкой «хорошо» (5 и 6 баллов) отнесены «Дисциплина», «Взаимодействие персонала и детей». В частности, наблюдалось эффективное использование персоналом методов поддержания дисциплины не связанных с применением наказания; нацеленность образовательного процесса на избежание и недопущение конфликтов и обеспечение взаимодействия в соответствии с возрастом детей; последовательное реагирование персонала на поведение детей (одни и те же правила и методы в отношении всех детей); проявление доброжелательного отношения к детям, демонстрация уважения к ним; способность поддерживать, сочувствовать и помогать расстроенным или обиженным детям. 
Положительный потенциал (4 балла), которым достаточны незначительные изменения для значимого улучшения качества у всех остальных показателей подшкалы: «Присмотр за деятельностью по развитию крупной моторики», «Общий присмотр за детьми», «Взаимодействие детей друг с другом». Наблюдения свидетельствуют о том, что присмотр является достаточным для защиты здоровья и безопасности детей; персонал предпринимает меры по предотвращению опасных ситуаций; большинство взаимодействий персонала с детьми отличается доброжелательностью; обеспечивается чистота в помещении; персонал помогает детям и поощряет их по мере необходимости; отмечает старания и достижения детей; поощряет взаимодействие между сверстниками; подает пример позитивных социальных  взаимодействий. Наименее благополучные показатели отсутствуют.
Характеристика подшкалы «Структурирование программы»
К позитивным показателям подшкалы с оценкой «хорошо» (5–6 баллов) относится «Групповые занятия». Так, в наблюдаемых группах отмечались: организация многих детских игр в малых группах; обеспечение возможности детей быть участниками самоорганизованных малых групп; короткие периоды соединения в единую группу всех детей. Положительный потенциал (4 балла), которым достаточны незначительные изменения для значимого улучшения качества у следующих показателей этой подшкалы: «Распорядок дня», «Свободная игра». В частности, в группах имело место быть: обеспечение баланса между строгой структурированностью и гибкостью распорядка дня; учет индивидуальных особенностей детей; скорость процессов их жизнедеятельности (например, дети, которые уже переоделись после прогулки, слушали чтение сказки или обсуждали с персоналом увиденное на улице); достаточное для потребностей детей время для свободных игр; наблюдение педагогами за детьми с целью помощи в их играх, без навязывания своего мнения; организация групповой работы детей по подгруппам с различными видами деятельности; включение детей в выбранную ими самими малую группу и т.д. Причем, все эти позиции возможноорганизовать без специальных изменений в основной образовательной программе, без привлечения дополнительного кадрового или материального ресурса. В то же время для их реализации необходим высокий уровень профессионализма педагогов.
Что касается показателя «Условия для детей с ОВЗ», то он не наблюдался во всех 9 группах, ввиду отсутствия детей с ОВЗ. Хотя и оборудование, и образовательная программа ДОО и работа с родителями должны предполагать наличие таких детей в детском саду в соответствии с требованиям Закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО.
Характеристика подшкалы «Родители и персонал»
К позитивным показателям данной подшкалы с оценкой «хорошо» (5–6 баллов) отнесены: «Условия для родителей», «Условия для удовлетворения профессиональных потребностей персонала», «Взаимодействие и сотрудничество персонала», «Сопровождение работы и оценивание персонала», «Возможности для профессионального роста». Вместе с тем, обращает на себя внимание следующий показатель, продемонстрировавший оценку «неудовлетворительно», связанный с обеспечением условий для удовлетворения личных потребностей персонала. Под таковыми подразумевается, в частности, наличие минимума одного перерыва в течение рабочего дня, что связано с  необходимостью непрерывного наблюдения за безопасностью детей, проведения непрерывного образовательного процесса. Неудовлетворительная оценка объясняется несоответствием особенностей системы российского ДО данному параметру качества ECERS. Также представляет  трудность  организация совместного приема пищи педагога с детьми: это не оговаривается в обязанностях воспитателя (за исключением отдельных образовательных организаций), хотя совместная трапеза может служить эффективным способом приобщения детей к культуре питания, удачным временем для обсуждения с детьми старшего дошкольного возраста прожитых впечатлений, планирования совместных дел и т.д. Сложнымдля реализации на практике пунктом можно считать наличие комнаты для отдыха (психологической разгрузки) для педагогов, необходимой для снятия эмоционального и психологического напряжения, и как следствие, минимизации процесса профессионального выгорания и проявления императивного характера взаимодействия с детьми.
Таким образом, обобщая результаты, полученные в ходе  лонгитюдного исследования качества ДО РБ с использованием шкал ECERS-R, можно сделать следующие выводы:
  1. Качество образовательной среды в исследованных ДОО РБ может быть охарактеризовано как «выше минимального».Хорошие результаты получены по показателям, связанным с оснащением мебелью, уютных мест и мест для уединения, однако они соседствуют с существенно более низкими оценками по обустройству пространства, его ориентацией на детские потребности. Практически только в единичных случаях помещение спальни приспособлено к его дополнительному использованию в образовательных целях в течение дня. Исследование показало, что образовательная среда является недостаточно познавательно-насыщенной и доступной, чтобы обеспечить свободную спонтаннуюдеятельность детей. Во многом это отражение сложившейся традиции в образовательном плане делать акцент на фронтальные занятия, инициатива на которых полностью принадлежит педагогам. Крайне мало используются в оформлении групповых помещений детские работы, результаты их недавней деятельности. Таким образом, можно резюмировать, что групповые помещения подготовлены для детей,но недостаточно ориентированы на развитие детской инициативы, самореализации и индивидуальности.
  2. Результаты исследования свидетельствуют о том, что в ДОО созданы условия для развития удовлетворения личных и профессиональных потребностей педагогов (имеется в наличии методическая литература, есть возможность для повышения квалификации и получения методической поддержки и пр.), однако эти результаты соседствуют с существенно более низкими показателями, связанными с наличием перерыва в течение рабочего дня, а также наличием комнаты для отдыха/психологической разгрузки для педагогов, необходимой для снятия эмоционального и психологического напряжения, и как следствие, минимизации процесса профессионального выгорания и проявления императивного характера взаимодействия с детьми.
  3. Достаточно высокие оценки в исследованной выборке получены по показателям, связанным с уходом и присмотром за детьми, на этом фоне существенно выделяется низкая оценка, связанная с наличием основных средств, необходимых для реагирования в чрезвычайных ситуациях: наличие служебного телефона (оплачиваемого не воспитателем и не родителями) у воспитателя не только в групповом помещении, но и на прогулке.
  4. Достаточно высокие показатели получены по подшкале «Взаимодействие» (встреча/проводы, взаимодействие персонала, взаимодействие детей между собой). Даже если предположить, что присутствие эксперта как-то влияло на эти показатели, высокие баллы, безусловно, свидетельствуют о хорошем потенциале взаимодействия взрослых и детей. Вместе с тем, существенно более низкие результаты получены при оценке взаимодействия персонала и детей, использования речи для развития мыслительных навыков детей. Очевидно, что последние два параметра должны явиться ключевыми для развития качества ДО республики, как с позиций культурно-исторической теории Л.С. Выготского, так и со строящейся сегодня (во многом на ее основе) парадигмы дошкольного образования.
В качестве резюме: результаты проведенной экспертизы могут стать основой выявленных точек роста и улучшения качества дошкольного образования в аспекте образовательной среды. Так, в первую очередь – целесообразно использовать имеющиеся ресурсы, эргономизировать имеющееся пространство групп, спален и игровых площадок; привнести и разнообразить материалы, пособия и игры, связанные с детскими видами активности; поликультурного и личностного многообразия; улучшить условия для удовлетворения личностных потребностей персонала. Во вторую очередь – актуализируется вопрос о качественной подготовке педагогических кадров в системе среднего и высшего профессионального образования, а также организации повышения квалификации дошкольных педагогов в системе дополнительного профессионального образования в соответствии с новыми векторами профессионального роста педагогов ДО республики в условиях полноценной, осознанной и качественной реализации ФГОС ДО.
Литература
1. Шкалы для комплексной оценки качества образования в ДОО. ECERS-R: переработанное издание /Тельма Хармс, Ричарда М. Клиффорда, Дебби Крайер.  – М.: Изд-во «Национальное образование», 2016. – 136с.
 

В.Г. ЯФАЕВА,
заведующий кафедрой ИРО РБ, доктор педагогических наук, профессор, академик МАНПО