Редакция журнала «Башҡортостан уҡытыусыһы» - филиал ГУПРБ Издательский дом «Республика Башкортостан»
» » Современные векторы развития дошкольного образования
Современные векторы развития дошкольного образования

Современное отечественное образование, и все, что с ним связано, – на пороге серьезных вызовов времени и действительности. А дошкольное образование (далее ДО) как вековой оплот надежности регионального образования не может оставаться в стороне. Каковы ключевые векторы развития первого уровня образования?

Вектор первый: ДО – пространство возможностей для всех участников образовательных отношений: детей, их родителей (законных представителей) и педагогов.
ДО как индустрия возможностей для детей.
Лейтмотивом содержания одного из главных документов для всей системы российского дошкольного образования ФГОС ДО, является ориентир на индивидуальные потребности, интересы, особенности и возможности ребенка, реализация которых в стенах дошкольной организации – верный путь к формированию успешности! В связи с этим, основной функцией ДОО является создание условий социальной ситуации успеха, успешности для детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками в контексте всех детских видов деятельности.
Где, как не в детском саду, к примеру, в познавательно-исследовательской деятельности, реализуется возможность ребенка удивляться, интересоваться, задаваться вопросами, раскрывать тайны мироздания, исследовать, собирать, распылять, взвешивать и пр., т.е. быть первооткрывателем. А игровая деятельность – это целая кладезь возможностей для детей! В какой еще другой деятельности ребенок может быть нерешительным мальчиком и сильным динозавром одновременно; стать храбрым супергероем и бесстрашным робокопом; примерить на себя роль строгого папы, доброго врача или веселого клоуна; представить себя капризной принцессой и веселой воспитательницей; строгим, но справедливым президентом компании, строить сооружения и выдумывать новые слова, сочинять модную музыку, быть известным художником и пр., как не в игровой деятельности? Что касается двигательной активности – это отдельная история реализации естественной потребности здорового ребенка и его возможности (к сожалению, все более редкостной в домашних условиях) побегать, попрыгать, поползать, пошалить, поиграть в мяч и другие шумные подвижные игры, столь важные и необходимые для гармоничного физического развития и пр.
Успешность в разных видах деятельности помогает ребенку пережить и преодолеть робость и смущение, самоутвердиться в собственных глазах, глазах сверстников и взрослых – педагогов, родителей, окружающих. Успешность может пробудить в ребенке силы, которые ранее, порой и не подозревались, и грани его возможностей значительно расширяются, ибо повседневная разнообразная жизнь ребенка в маленьких достижениях и победах, это крылья ребенка, несущие его к осознанию себя, обретению собственной значимости, иначе говоря, ДО индустрия возможности формирования культуры достоинств. Это пространство детского сообщества, благодаря которому реализуется возможность социальной успешности ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям, самостоятельно преодолевает проблемные ситуации.
ДО индустрия возможностей для родителей.
ДО как индустрию возможностей необходимо рассматривать и для родителей, являющихся в правовом поле, полноправными участниками образовательных отношений. В чем это заключается? Прежде всего, в замечательной возможности родителей отдыхать, учиться, работать или самореализовываться, не испытывая при этом чувство вины, что ребенок в это время оставлен без внимания и заботы.
В соответствии с ФГОС, ДО это возможность совершенствования компетенций родителей и их психолого-педагогического сопровождения в вопросах воспитания, развития и здоровьесбережения детей; это источник собственных наблюдений за тем как ребенок и его сверстники открывают и познают окружающий мир, доставляя радость своими достижениями, открытиями и успехами; возможность наблюдать за ребенком в разных социальных ситуациях развития детей в детском саду, отличных от привычной домашней ситуация взаимоотношений ребенка со сверстниками или взрослыми, ситуация поведения в совместных играх, в образовательном процессе и пр.; источник квалифицированной информации от педагогов и специалистов ДОО о своем ребенке, о современных методах, средствах и технологиях развития и обучения детей, источник доверия педагогу, главному фасилитатору социально-личностного, психо-эмоционального и интеллектуального развития ребенка.
Более того, ДО – уникальная возможность для родителей формирования и проявления своих собственных творческих способностей и иных качеств при участии в совместных мероприятиях не только культурно-массового, но и развивающего характера.
ДО индустрия возможностей для педагога.
Согласно приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №703 от 26. 07. 2017г. «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») МО и науки РФ по формированию и введению национальной системы учительского роста», педагогу необходимо обладать следующими компетенциями: предметная, методическая, психолого-педагогическая, коммуникативная. Причем большинство педагогов ДОО придают предметной компетенции наименьшее внимание, (это подтверждают результаты мониторинга, который будет представлен чуть позже), возможно считая эту компетенцию важной для коллег-учителей предметников. Вместе с тем, надо отметить, что предметная компетенция педагога ДОО наиболее обширная. Так, в соответствии с ФГОС ДО, педагог ДОО реализует образовательный процесс в контексте 5-и образовательных областей развития детей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая. Однако, не стоит сужать развитие детей до диапазона 5-и областей, ибо каждую из них составляют направления развития детей, в совокупности их 18 20 (направлениями в области социально‑коммуникативного развития детей являются:взаимодействие детей с взрослыми и сверстниками в процессе общения и коммуникации, нравственное и личностное развитие, игра, безопасность, труд, гендер; познавательного развития детей формирование представлений об окружающем, объектах окружающего мира, развитие элементарных естественнонаучных представлений, экологическое, развитие представлений о человеке в истории и культуре, развитие мышления, элементарных математических представлений, конструирование; речевого развития детей развитие речи подготовка к обучению грамоте, восприятие художественной литературы; художественно‑эстетического развития – изобразительное, музыкальное, театрализованное, конструктивно-модельное; физического развития физическая культура, здоровье).
С этой точки зрения современный педагог дошкольной образовательной организации (далее ДОО),обязан быть компетентным во всех направлениях развития детей и понимать суть многогранности человеческого развития, истоки которого ему вверено осуществлять ежедневно. У современного педагога детского сада есть уникальная возможность культивировать в себе универсала, обладающего системным и творческим мышлением, умениями и опытом в разных областях жизнедеятельности, т.е. позиционировать себя как успешную личность. Ведь он в одном лице является дипломатом, психологом и миротворцем; управленцем, лидером и менеджером; писателем, филологом и сказочником; ученым, химиком, физиком и математиком; конструктором и статистом; физруком и трудовиком; музыкантом, артистом и массовиком-затейником; фокусником, ди-джеем и репером; художником, дизайнером и стилистом; волшебницей, принцессой и пр. Самое главное, каждый педагог ДОО это режиссер конструирования возможностей для детей в стенах детского сада.
Вектор второй: ДО – пространство качества на основе реализации стандартов: ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога.
Итак, ФГОС ДО, пройдя этапы осознания и апробации, реализуется в Республике Башкортостан, равно как и в других регионах РФ, с января 2014 года. В 2015г. кафедрой дошкольного и предшкольного образования Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Института развития образования Республики Башкортостан (далее ГАУ ДПО ИРО РБ) был осуществлен мониторинг готовности ДОО республики к введению стандарта, результаты которого были озвучены в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Реализация ФГОС ДО: проблемы, возможности, опыт и перспективы» и представлены в сборнике в декабре 2016 года.
Прошли годы и в контексте масштабного проекта определения качества образования, соответствующего стандартам – ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога, Информационно-аналитическим отделом ГАУ ДПО ИРО РБ (руководитель Галиаскаров М.Ф.) совместно с кафедрой дошкольного и предшкольного образования был проведен мониторинг степени удовлетворенности качеством дошкольного образования. Инструментарий мониторинга анкетирование. Направления анкетирования:
  • реализация дошкольными образовательными организациями ФГОС ДО;
  • реализация профессионального стандарта «Педагог»;
  • доступность ДО для детей раннего возраста, с ОВЗ и детей-инвалидов. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста, с ОВЗ и детей-инвалидов.  
В анкетировании приняли участие 5852 респондента, в числе которых: 571 руководители ДОО, 582  заместители руководителя (старшие воспитатели), 4699 педагоги ДОО РБ.
Процент качественной реализации ФГОС ДО по мнению руководителей, заместителей, педагогов ДОО
Полученные и представленные ниже в диаграммах данные свидетельствуют о схожести динамики качественной реализации стандарта, по мнению всех трех групп респондентов, что является показателем единства подходов к реализации ФГОС ДО. Причем, по сравнению с мониторингом 2015 года, когда респонденты заявляли о 90% готовности к реализации ФГОС ДО, средние показатели о качественной реализации стандарта в диапазоне от 70 до 90% являются реалистичными.

Рис. 1. Процент качественной реализации ФГОС ДО
по мнению руководителей и заместителей руководителя

                        
Рис.2. Процент качественной реализации ФГОС ДО по мнению педагогов

Образовательная программа ДО, являющаяся основой для
разработки образовательной программы
            Ранжирование программ в процентном соотношении, свидетельствует о типичной ситуации использования большинством ДОО РБ, равно как и ДОО большинства субъектов и регионов РФ, программы «От рождения до школы». Вместе с тем, стоит отметить наметившийся процесс вариативности:
  • Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 4887 (83,5%, в сравнении с данными 2015 года 86%);
  • Образовательная программа дошкольного образования «Детство» /Под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой – 659 (11,3% 10%);
  • Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3-х до 7-и лет / Автор Н.В. Нищева       192 (3,3%);       
  • Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» / Под редакцией Р.Н. Бунеева – 141 (2,4%):
  • Образовательная программа дошкольного образования «Радуга» / Под редакцией Е.В. Соловьёвой 117 (2% 3%);     
  • Образовательная программа дошкольного образования «Истоки» / Под редакцией Л.А. Парамоновой – 114 (1,9%);                
  • Образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / Под редакцией В.Т. Кудрявцев 82 (1,4%);        
  • Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» / Авторы В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева – 73 (1,2%);
  • Образовательная программа дошкольного образования «Образование для процветания» / Под руководством Т.С. Комаровой 65 (1,1%).                                                        
            Направления содержания ОП ДОО, составляющие часть,
формируемую участниками образовательных отношений
         Полученные и представленные в нижеследующей диаграмме данные свидетельствуют об отрыве направлений социально-коммуникативного и познавательного развития детей, реализуемых участниками образовательных отношений. Причем, в дополнение к ответу респондентами было указано: по всем 5 областям – 182 (3,1%); специфика национальных, социокультурных и иных условий – 200 (3,4%); нравственно-патриотическое – 17 (0,2%); парциальные программы – 15 (0,2%). Незначительные показатели: экологическое, туризм, краеведение, профориентация, коррекционное, инклюзивное направления.
  • Социально-коммуникативное развитие – 1702 (29,1%);
  • познавательное развитие – 1679 (28,7%);
  • речевое развитие – 819 (14%);
  • художественно-эстетическое развитие – 779 (13,3%);
  • физическое развитие – 377 (6,4%);
  • другое – 496 (8,4%).

Рис 3. Направления содержания ОП ДОО, составляющие часть,
формируемую участниками образовательных отношений
Наличие группы с изучением родного языка
Результаты ответов респондентов о группах с изучением родного языка следующие: групп с изучением башкирского языка – 333; групп с изучением татарского языка 48; групп с изучением марийского и чувашского языка по 1.Респондентами отмечено, что изучение языков осуществляется и в форме кружковой работы. Т.е. можно отметить, что в ДОО РБ, принимавших в мониторинге, реализуется возможность приобщения детей к родной культуре и языку.
Образовательные программы, взятые за основу для составления образовательной программы группы с изучением родного языка
Основой для составления образовательной программы группы с изучением родного языка, респондентами указаны образовательные программы:
  •  «Оскон». Авт. Ф.Г. Азнабаева, З.Г. Нафикова 2752 (46,6%);
  •  «Программа комплексного обучения и воспитания детей в башкирских детских садах» («Бала сак»). Авт. З.Г. Нафикова, Г.Г. Галиева. 646 (11%);
  • «Шатлык». Авт. З.Г. Нафикова – 390 (6,7%).
         Незначительные показатели программ, методических пособий и рекомендаций: «Академия детства» Ф.Г. Азнабаева, «Я – башкортостанец» Р.Л. Агишева, «Земля отцов», Р.Х. Гасанова, «Башкортостан – тыуган илем» Ф.Г. Азнабаева, «Комплексное обучение в башкирских детских садах» Ф.Г. Азнабаева, З.Г. Нафикова, «Говорим по-татарски» З.М. Зарипова, «Программа обучения детей татарскому языку» Р.А. Бурханова, «Мой край Башкортостан», «Я Родину свою хочу познать» Р.Х. Гасанова, «Туган телдэ сойлэшэбез» М.Ф. Кашапова, «Иң татлы тел туган тел», «Гульбакча» Ф.Ю. Юсупов, З.Ф. Камалова.
Позитивные изменениями в ДОО после введения ФГОС ДО
            К позитивным изменениям респондентами отнесены: вовлеченность родителей в образовательный процесс ДОО; образовательная программа ДОО; результаты освоения образовательной программы; материально-техническое обеспечение. В числе аутсайдеров – численность групп и численность детей в них, отношения с подчиненными.
  • Вовлеченность родителей в образовательный процесс ДОО – 2116 (36,2%); образовательная программа ДОО – 2090 (35,7%); результаты освоения образовательной программы – 2024 (34,6%); материально-техническое обеспечение – 1761 (30,1%); отношения с детьми – 896 (15,3%); отношения с родителями – 711 (12,1%); повысилась заработная плата педагогов – 643 (11%); ничего не изменилось – 608 (10,4%); условия работы – 456 (7,8%); отношения в коллективе – 385 (6,6%); численность детей в группах – 279 (4,8%); отношения с подчиненными 116 (2%); численность групп – 51 (0,9%).
        
Рис.4. Позитивные изменениями в ДОО после введения ФГОС ДО
Изменения форм и методов работы с участниками
образовательных отношений в ДОО после введения ФГОС ДО

            Об изменении форм и методов работы с участниками образовательных отношений в ДОО после введения ФГОС ДО в утвердительной форме ответили 86,7% респондентов, 13,3 % респондентов отрицали изменения.
Современные инновационные технологии, которые стали применяться
в ДОО после введения ФГОС ДО
Полученные данные свидетельствуют о большем проценте применения респондентами здоровьесберегающих технологий, намного ниже процент социально-коммуникативных и познавательных технологий, применяемых в стенах ДОО республики. Самый меньший процент применения информационно-коммуникационных технологий.
В дополнении к ответу респондентами указаны: игровые технологии, проектирование, логико-смысловые, сказкатерапия, музыкатерапия, су-джок, технология "Лэпбук", этнокультурный компонент, системно-деятельностный метод, личностно-ориентированные технологии, мультимедиа, технология создания предметно-развивающей среды. Перечисленные респондентами варианты свидетельствует о необходимости повышения методической компетенции в этой сфере.  
  • Здоровьесберегающие – 4319 (73,8%); социально-коммуникативные – 2444 (41,7%); познавательные – 2392 (40,8%); речевые – 2135 (36,4%); художественно-эстетические – 2131 (36,4%); управленческие – 607 (10,3%); ИКТ – 28 (0,4%).
Требования к условиям реализации ООП ДО, выполняемые не в полном объеме
            К перечисленным требованиям к условиям реализации ООП ДО, выполняемым не в полном объеме, аутсайдерам респонденты отнесли: материально-технические и финансовые. Лучше обстоят дела с психолого-педагогическими и кадровыми условиями.
  • Материально-технические 48,9%; финансовые 42,5%; требования к развивающей предметно-пространственной среде 23,2%.
            Рис. 5. Требования к условиям реализации ООП ДО, выполняемые не в полном объеме
Аспекты реализации ФГОС ДО, вызывающие наибольшие сложности
            К аспектам реализации ФГОС ДО, вызывающим наибольшие сложности, респонденты отнесли: Организация инклюзивного образования; Низкая ИКТ компетентность педагогического коллектива; Проектирование ООП ДОО. Радует, что у такого показателя, как мониторинг образовательной среды самый низкий показатель.
            В дополнение к ответу респондентами указано: уменьшение количества специалистов; нехватка методических пособий для разновозрастной литературы в сельских детских садах; недостаточность дидактических пособий на родном башкирском языке; недостаточное использование ИКТ из-за отсутствия компьютеров, материально-технической базы.
  • Организация инклюзивного образования – 1999 (34,2%); низкая ИКТ  компетентность педагогического коллектива 1283 (21,9%); проектирование ООП ДОО – 1212 (20,7%); организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО 867 (14,8%); подготовка проектов и принятие локальных НПА в условиях введения ФГОС ДО – 854 (14,6%); организация образовательного процесса с детьми раннего возраста 703 (12%); мониторинг освоения детьми ОП ДО – 526 (9%); мониторинг образовательной среды – 513 (8,8%).
Рис. 6. Аспекты реализации ФГОС ДО, вызывающие наибольшие сложности
Ежегодное самообследование образовательной организацией

На вопрос о ежегодном самообследовании образовательной организацией в утвердительной форме ответили 74,5% респондентов, указав в основном на такой инструментарий самообследования, как анализ показателей деятельности в 344 случаях и анкетирование в 224 случаях, анализ показателей деятельности ДОО в 57 случаях.

Рис. 7. Ежегодное самообследование образовательной организацией
Размещение отчета о результатах проведенного самообследования на официальном сайте ДОО
Ответы на вопрос о размещении отчета о результатах проведенного самообследования на официальном сайте ДОО в 86,8% случаях – утвердительные, в 13,2% случаях – отрицательные. Более того, 2% (13) респондентов указали на отсутствие официального сайта ДОО.
Самоанализ качества ДО в части организации образовательной среды
             Радует, что самоанализ качества ДО в части организации образовательной среды (РППС, ОП ДОО, образовательный процесс) осуществляет 75,5% (4416) респондентов. Не осуществляют самоанализ 13,8% (806) респондентов. Высокие проценты указывают на разнообразие применяемого инструментария, это и:
  • анкетирование – 618 (98,5%); анализ деятельности – 613 (97,7 %); наблюдение – 589 (93,9%); мониторинг – 582 (92,8%); смотр – 580 (92,5%); конкурс – 580 (90,5%); отчет – 568 (90,5%); опрос – 490 (78,1%); педсовет – 265 (42,2%); семинар – 70 (11,1%).
Следующее важное направление мониторингового исследования реализация профессионального стандарта «Педагог»
Уровень образования
В соответствии с профессиональным стандартом педагога, обязательно наличие высшего педагогического образования. Данные свидетельствуют о том, что руководителей и заместителей (старших воспитателей) с высшим педагогическим образованием, включая неполное высшее образование – 992 (около 90%), педагогов, включая неполное высшее образование – 2873 (около 60%).
Возрастной ценз педагогического состава
Данные свидетельствуют о том, что в ДОО в основном трудятся педагоги от 31 до 55 лет. Причем, говоря о динамике изменений числа молодых педагогов за последние три года в ДОО, респондентами указано: в 2329 случаях – увеличение; в 2563 случаях – неизменное число; в 567 случаях – уменьшение числа; в 393 случаях – отсутствие педагогов со стажем до 3 лет.
До 30 лет 216 (3,7%)

31 40 лет – 3100 (53%)

41 55 лет – 2480 (42,4%)

56 и старше – 56 (1,0%)

Наиболее важные и востребованные компетенции педагогов
Интерес вызвало ранжирование респондентами наиболее важных и востребованных компетенций педагогов. Здесь пальма первенства у психолого-педагогической 2176 (37,2%) и методической 2154 (36,8%) компетенций. Наполовину меньше спрос у коммуникативной компетенции 1089 (18,6%). В списке аутсайдеров – предметная компетенция 433 (7,4%).

Рис. 8. Наиболее важные и востребованные компетенции педагогов
Наиболее дефицитные компетенции
К наиболее дефицитным компетенциям, т.е. наименее сформированным у педагогов ДОО, респонденты отнесли: психолого-педагогическую 1967 (33,6%), методическую 1760 (30,1%), предметную 1243 (21,2%) и коммуникативную 882 (15,1%).
                 

     Рис. 9. Наиболее дефицитные компетенции
Соответствие требуемым трудовым функциям и компетенциям профессионального стандарта у педагогов ДОО
Не менее интересны ответы респондентов о проценте соответствия требуемым трудовым функциям и компетенциям профессионального стандарта у педагогов ДОО глазами руководителей. Итак, средние показатели соответствия требуемым трудовым функциям и компетенциям, по мнению респондентов, находятся в диапазоне от 70 до 90%.
1110 – 90 100%; 2444 – 80 90%; 1495 – 70 80%; 518 – 60 70%; 218 – 50 60%; 56 – до 50%. Вообще не соответствует – 4 респондента.
                     

               Рис. 10. Соответствие требуемым трудовым функциям и компетенциям профессионального стандарта у педагогов ДОО
Освоение программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогами ДОО
Необходимо отметить, что освоение программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогами ДОО осуществляется в разных типах образовательных организаций. Данные указывают на лидерство системы дополнительного профессионального образования (далее ДПО), в частности ГАУ ДПО ИРО РБ. В дополнение к ответам респондентами отмечено: высокое качество, единство научного подхода и практико-ориентированной направленности, выездной принцип организации КПК ИРО РБ в муниципальных образованиях. Пользуясь случаем, от лица руководства института и кафедры дошкольного и предшкольного образования выражаем благодарность всем респондентам данного мониторинга и всей системе ДО республики в лице руководителей и начальников МКУ управлений и отделов образования, специалистов и методистов, курирующих ДО за доверие к нам, системе ДПО.
  • В Институте развития образования Республики Башкортостан – 3957 (67,6%);
  • в учреждениях высшего профессионального образования (БГПУ им. М. Акмуллы, БашГУ и пр.) – 3466 (59,2%);
  • в учреждениях среднего профессионального образования (УМПК, СМПК и пр.) – 995 (17%);
  • в негосударственных образовательных организациях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности (ВЭГУ и пр.) – 927 (15,7%);
  • в муниципальном научно-методическом центре – 722 (12,3%);
  • в ОО за пределами Республики Башкортостан – 518 (8,9%).
            Рис. 11. Освоение программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогами ДОО
       Результаты обучения педагогов ДОО на КПК в контексте реализации ФГОС
Важным для нас стал ответ на вопрос о результате обучения педагогов ДОО на КПК в контексте реализации ФГОС ДО. На положительную динамику качества образовательного процесса в ДОО по итогам обучения на КПК указали 5523 (94,4%) респондентов.  На отсутствие существенных изменений в образовательном процессе по итогам обучения указали 329 (5,6%) респондентов.
          
Рис. 12 Результаты обучения педагогов ДОО на КПК в контексте реализации ФГОС
Наиболее востребованные темы КПК
Индикативным для нас стал вопрос о наиболее востребованных темах КПК. Наиболее актуальными определены темы: Организация образовательной деятельности в ДОО в свете требований ФГОС ДО – 2249 (38,4%); Речевое развитие детей дошкольного возраста в свете требований ФГОС ДО – 1930 (33%); Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога – 1431 (24,5%); Образовательные технологии как инструмент реализации ФГОС ДО – 1255 (21,4%). В дополнение  респонденты указали: на необходимость изучения специфики национальных, социокультурных и иных условий, инклюзивное образование, обучение грамоте дошкольников, проектная технология, работа с одарёнными детьми, ментальная математика, составление дидактических пособий для работы с интерактивной доской (работа с программой Dragand Drop), работа с родителями, физическое развитие.
  • Организация образовательной деятельности в ДОО в свете требований ФГОС ДО – 2249 (38,4%);
  • речевое развитие детей дошкольного возраста в свете требований ФГОС ДО – 1930 (33%);
  • психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога –1431 (24,5%);
  • образовательные технологии как инструмент реализации ФГОС ДО – 1255 (21,4%);
  • психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога – 1176 (20,1%);
  • познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете требований ФГОС ДО 1152 (19,7%);
  • художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в свете требований ФГОС ДО – 1137 (19,4%);
  • использование информационно-коммуникационных технологий в условиях реализации ФГОС ДО 1127 (19,3%);
  • современные формы методической работы с педагогами в контексте реализации ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога 1121 (19,2%);
  • социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в свете требований ФГОС ДО 911 (15,6%);
  • интеллектуально-математическое развитие детей дошкольного возраста в свете требований ФГОС ДО 898 (15,3%);
  • коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста в свете требований ФГОС ДО 894 (15,3%);
  • социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста на основе этнопедагогики в свете требований ФГОС ДО – 858 (14,7%);
  • поликультурное образование дошкольников в условиях реализации требований ФГОС ДО – 508 (8,7%);
  • нормативно-правовые основы организации дошкольного образования 497 (8,5%);
  • управление современной ДОО в условиях реализации ФГОС ДО 464 (7,9%);
  • менеджмент в сфере дошкольного образования 343 (5,9%).
Отрадно, что ППС кафедры с начала учебного года реализует программы КПК «Образовательные технологии как инструмент реализации ФГОС ДО», «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога», завершается разработка программ КПК по проблемам проектной деятельности в ДОО, организации образовательного процесса на основе активного применения электронных образовательных ресурсов. Надеемся к началу следующего учебного года пополнить тематику ПКП.
Наиболее востребованные и эффективные формы повышения квалификации и межкурсового сопровождения
Важен для нас вопрос и о наиболее востребованных и эффективных формах повышения квалификации и межкурсового сопровождения. Как показывают результаты, пальма первенства у очной формы обучения – 42%, набрала обороты и такая форма обучения как дистанционная – 34,9%. Хотя здесь необходимо указать на дополнение к ответу респондентами: дистанционное обучение не может и не должно заменить живого взаимодействия с коллегами в процессе очного обучения; актуальна «выездная» форма организации КПК в муниципальных образованиях.
  • Курсовое обучение в очной форме – 2455 (42%); курсовое обучение в дистанционной форме – 2043 (34,9%); семинар – 1833 (31,3%); курсовое обучение в очной форме с применением дистанционных образовательных технологий – 1695 (29%); вебинар – 1595 (27,3%); стажировка – 774 (13,2%); интернет-конференция – 863 (9,6%); интернет-форум – 442 (7,6%); курсовое обучение в модульно-накопительной форме – 319 (5,5%).
Участие педагогов в профессиональных конкурсах муниципального и регионального уровней
Радуют ответы более половины респондентов (52%) о том, что участие педагогов в профессиональных конкурсах муниципального и регионального уровней считается средством совершенствования профессиональной компетентности, около 30% условием профессионального роста, лишь 14% респондентов считают участие педагогов в профессиональных конкурсах формой позиционирования личного опыта.
  • Средством совершенствования профессиональной компетентности в 3042 (52,0%) случаях;
  • условием профессионального роста в 1717 (29,3%) случаях;
  • формой позиционирования профессионального опыта в 821 (14,0%) случаях;
  • малоэффективным и затратным мероприятием в 272 (4,6%) случаях.
                     Рис. 13. А. Участие педагогов в профессиональных конкурсах муниципального и регионального уровней
Такая же динамика ответов на вопрос об участии педагогов ДОО в научно-практических конференциях (далее НПК) регионального и всероссийского уровней. Так, 43,6 % респондентов считают их средством совершенствования профессиональной компетентности, 31,6% формой позиционирования личного профессионального опыта, и 21,6% респондентов считают участие педагогов в НПК формой позиционирования личного профессионального опыта.
  • Средством совершенствования профессиональной компетентности в 2552 (43,6%) случаях;
  • условием профессионального роста в 1851 (31,6%) случаях;
  • формой позиционирования профессионального опыта в 1266 (21,6%) случаях;
  • малоэффективным и затратным мероприятием в 183 (3,1%) случаях.
 
                              
Рис. 13. Б. Участие педагогов в НПК регионального и всероссийского уровней
Третье, весьма важное направление мониторингового исследования доступность ДО для детей раннего возраста, с ОВЗ и детей-инвалидов. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста, с ОВЗ и детей-инвалидов
Наличие групп раннего возраста в ДОО
По данным респондентов, всего групп раннего возраста 566; разновозрастных групп – 8; групп кратковременного пребывания детей – 586. Причем на готовность коллектива ДОО к позиционированию и распространению практики работы с детьми раннего возраста в разных формах указали:
  • семинар – 5789; день открытых дверей, открытые мероприятия – 5766; конференция – 5745; открытые занятия – 5730; обмен опытом – 5727; выступления – 5498; презентация опыта работы – 5471; ООД – 5446; РМО – 5401; консультирование – 5109; мастер-класс – 4996; проектная деятельность – 7; вебинар – 5; взаимопосещение – 3; стажировки – 3; круглый стол – 1; инновационная площадка – 1.
Наличие в ДОО детей с ОВЗ и детей инвалидов
Респонденты указали на наличие в ДОО 570 детей с ОВЗ, 99 детей-инвалидов.
  • Нарушение речи: ОНР 232, ТЕР – 145, логопат – 73; ЗПР – 119; нарушение зрения 17; аутизм – 14; интеллектуальная недостаточность – 12; сидром Дауна – 11; нарушение опорно-двигательного аппарата – 11; нарушение слуха: глухие 1, слабослышащие 2, тугоухость – 5; онкозаболевания – 5; ДЦП – 5; сердечные заболевания: с аппаратом на сердце 1, порок сердца 2, сердечная недостаточность 2; генетическое заболевание 2; нарушение ЦНС 2; следствие ожоговой травмы 1; сахарный диабет 1; фенолокетонурия, бронхиальная астма, соматическое нарушение, врождённая миопатия, эпилепсия по 1 соответственно.
Обеспечение доступности среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Актуален вопрос о степени обеспечения доступности среды для детей с ОВЗ и инвалидов.
  • Кнопка вызова – 3144, пандус – 1781, поручни – 1093, раздвижные двери – 163, подъемники – 134, сменные кресла-коляски – 83, адаптированный лифт 19, индивидуальный подход – 16, логопедическая группа – 12, программа – 10, дежурный администратор – 9, сайт – 8, цветовая разметка, яркие цвета 8.

Рис. 14. Обеспечение доступности среды для детей с ОВЗ
Перечень предоставляемых услуг для детей с ОВЗ
и детей-инвалидов в ДОО
По данным респондентов образовательные услуги для детей с ОВЗ предоставляются в 3118 случаях, присмотр и уход – в 2171 случаях.Функционирует структурное подразделение Лекотека, целью которой является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2-х месяцев до 7-и лет с нарушениями развития (не посещающих детский сад) для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).
В дополнение респонденты указали: логопедический пункт, семейная группа, лечение на аппаратах, консультативная помощь, оказание педагогической помощи, кружковая работа.
Готовность коллектива ДОО к позиционированию и распространению коррекционной психолого-педагогической практики работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами
О готовности коллектива ДОО к позиционированию и распространению коррекционной психолого-педагогической практики работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами заявили лишь 17% респондентов, предлагая такие формы, как: семинар, конференции, консультации, методическое объединение, матер-классы, обмен опытом, тренинги, психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с ОВЗ, круглый стол, отдельное домашнее обучение детей с ОВЗ, консультирование и оказание логопедической помощи, планирование, организация работы в речевых группах в условиях оптимизации кадров, индивидуально-коррекционные занятия, педпрактика студентов, открытые мероприятия для педагогов района.
Соответственно остальные 83% (4858) респондентов указали на неготовность коллектива ДОО к позиционированию и распространению коррекционной психолого-педагогической практики работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами. В дополнении к ответу респондентами была заявлена потребность в научно-практическом сопровождении этого процесса. Ясно, что этот опыт только формируется и накапливается.
      В целом, результаты проведенного мониторинга свидетельствуют о том, что оба стандарта в ДОО республики реализуются, причем на достаточно хорошем уровне, есть позитивные результаты. Вместе с тем, имеются проблемы, которые требуют решения. Вместе с тем, повсеместную успешную реализацию двух стандартов ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога, затрудняют: недостаточное финансовое обеспечение оснащения материально-технической базы ряда ДОО; отсутствие в ДОО специалистов: психологов, логопедов, дефектологов, тьюторов, инструкторов, наставников, консультантов и фасилитаторов; к профессиональной подготовке которых ИРО РБ готов; недостаточное количество сотрудников кафедры для реализации всех задуманных идей, целей и задач.
На протяжении ряда лет кафедра дошкольного и предшкольного образования ГАУ ДПО ИРО РБ, будучи лидером в области ДПО работников системы ДО республики, выполняет важную миссию ФГОС ДО, обозначенную его идейным автором, А.Г. Асмоловым, изменение идеологии развития как ведущей ценности посредством рассмотрения ДО республики, во-первых, как индустрии возможностей для всех участников образовательных отношений, во-вторых, как индустрии качества образования. В частности, кафедра занимает одно из ведущих положений по:
  • развитию кадрового потенциала средствами выявления и позиционирования существующих и создания инновационных образовательных практик;
  • совершенствованию и формированию профессиональных компетенций в соответствии с профессиональным стандартом педагога;
  • осуществлению серьезной работы в области эффективной организации и проведения учебно-методической работы в рамках КПК и межкурсового сопровождения педагогов;
  • профессиональной переподготовке педагогических кадров, призванных обеспечивать образовательный процесс в ДОО на качественном уровне;
  • разработке методического сопровождения, в числе которых: программы, учебно-методические пособия, методические рекомендации и рабочие тетради;
  • научно-практическому и организационному сопровождению профессиональных конкурсов республиканского уровня;
  • осуществлению региональной экспертизы качества ДО и образовательной среды ДОО;
  • научному руководству инновационной деятельности ДОО республики.
Задачей и результатом научного руководства инновационной деятельности стали совершенствование профессиональной компетентности педагогов-инноваторов в сферах развития личности детей, апробации инновационных программ ДО, использования новых образовательных технологий и инновационных практик. В контексте реализации профессионального стандарта педагога актуализировалась задача научного сопровождения инновационных площадок и научных лабораторий по ментальной математике в контексте реализации концепции математического развития в РФ; организации проектной деятельности, образовательного процесса на основе электронных образовательных ресурсов, разработке электронных образовательных ресурсов на материале национальных и социокультурных условий и пр.
Повышению профессиональной компетенции педагогов ДОО республики в условиях внедрения стандарта способствует тесная и плодотворная связь кафедры с издательствами: Корпорация «Российский учебник», «Просвещение», «Сфера», «Русское слово», «Национальное образование», «Мозаика-Синтез» и др. Тесное сотрудничество с издательствами позволяет транслировать педагогам самую актуальную информацию о новостях содержания образовательных программ дошкольного образования. Опыт показывает, что встречи с представителями издательств являются важными для педагогических коллективов ДОО РБ в реализации законодательной нормы возможности выбора образовательных программ дошкольного образования.
Результатами многолетнего взаимодействия кафедры и ДОО республики в ходе апробации и реализации ФГОС ДО, а также научного сопровождения инновационной деятельности являются публикации опыта работы педагогов в региональных и федеральных изданиях: «Учитель Башкортостана», «ДоШкольный мир», «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ», «Современный педагог», «Управление ДОУ» и пр.; позиционирование профессионального опыта в формате практических мероприятий и мастер-классов в рамках КПК, авторских и проблемных секций НПК регионального и всероссийского уровней. Подтверждением этого служит проведение практиками системы дошкольного образования Республики Башкортостан мастер-классов, а также публикация более 150 статей в сборнике материалов сегодняшней Всероссийской научно-практической конференции «Новые векторы развития дошкольного образования».

                В.Г. ЯФАЕВА,
заведующий кафедрой ИРО РБ, доктор педагогических наук