Редакция журнала «Башҡортостан уҡытыусыһы» - филиал ГУПРБ Издательский дом «Республика Башкортостан»
» » Современные направления оценки качества ДО
Современные направления оценки качества ДО

В.Г. ЯФАЕВА, заведующий кафедрой ИРО РБ, доктор педагогических наук, профессор



Одним из ведущих приоритетов национальной образовательной политики является создание общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО), включающей независимые объективные формы оценки и контроля. В качестве содержательной оценки качества выступает, прежде всего, перечень обязательной информации о системе образования, определенный Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. №662 [1]. Перечень включает общее, профессиональное и дополнительное образование, профессиональное обучение и дополнительную информацию о системе образования. Согласно данному документу, к дошкольному образованию, как уровню общего образования, относится следующая информация:
а) уровень доступности дошкольного образования и численность населения, получающего дошкольное образование;
б) содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования;
в) кадровое обеспечение дошкольных образовательных организаций и оценка уровня заработной платы педагогических работников;
г) материально‑техническое и информационное обеспечение дошкольных образовательных организаций;
д) условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
е) состояние здоровья лиц, обучающихся по программам дошкольного образования;
ж) изменение сети дошкольных образовательных организаций (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность);
з) финансово‑экономическая деятельность дошкольных образовательных организаций;
и) создание безопасных условий при организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях.
Анализ данной информации позволяет контролировать качество дошкольного образования в том случае, если определены такие показатели, которые являются информативными, значимыми для практической деятельности педагогов и руководителей системы образования, и в то же время, достаточно компактными, не требующими сложной обработки. Наиболее сложным вопросом в оценке качества выступает определение его уровней в том понимании, что качество не всегда бывает высоким. Этот вопрос тесно связан с целеполаганием оценки качества. Оценка качества может являться средством самоконтроля и саморегуляции, внешнего контроля и регулирования, а также ранжирования, включающего механизмы конкурирования как средства повышения качества.
Очевидно, что оценка качества образования может одновременно использоваться для решения всех перечисленных задач, но определение уровня качества в каждом случае может быть различным. Безусловно, наилучшим результатом эффективного применения оценки качества образования является адекватная самооценка и самоконтроль исполнителей. Однако при отсутствии единой системы измерения уровней качества, такой адекватности достичь невозможно. На современном этапе целесообразно признать как желательный уровень качества образования его соответствие стандарту, в контексте статьи – Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее ФГОС ДО). В этом случае, данный уровень можно обозначить как достаточный.
С целью совершенствования системы управления качеством ДО и тенденций ее развития актуальна необходимость определения индикаторов (критериев и показателей) качества, поиск надёжного, валидного инструментария измерения качества, а также подготовка федеральных и региональных экспертов качества образования. Так, на данный момент в системе российского ДО существует несколько вариантов оценки качества. Рассмотрим их вкратце.
1. Оценка качества ДО на основе рейтингования, апробированная еще в 2010 – 2011 годы Институтом психолого‑педагогических проблем семьи и детства РАО под руководством его руководителя, кандидата педагогических наук Волосовец Татьяны Владимировны.
В чем суть рейтингования? Фокус группы из числа родителей детей, посещавших дошкольные образовательные учреждения (далее ДОУ) Москвы и регионов страны, отвечали на вопросы: Что самое главное в дошкольной образовательной организации? (Большинство ответов респондентов касалось жизни и здоровья детей); Какие условия созданы для ребенка в детском саду? (Уют, красота, наличие игрушек и пр.); Кто находится с ребенком в течение дня? Каков педагог? (Компетентный, внимательный, здоровый и пр.); Каковы дополнительные услуги в детском саду? (Изучение иностранного языка, подготовка к школе.)
Однако, практика показывает, что введение оценки качества как средства ранжирования ДОУ приводит в большей степени к негативным результатам, ибо на первый план выступает стремление, а нередко «борьба» за показатели, вместо истинной реализации эмоционального и физического комфорта ребенка, его личностного развития. Как известно, механизмы конкуренции легко включаются в жизнь педагога, педагогического коллектива и организации, но управление этими механизмами часто выходит из‑под контроля. В результате стимулируется ориентация исполнителей чаще на антуражные, показательные стороны образовательного процесса, истинное же полноценное развитие ребенка происходит внутри него, невидимо для посторонних глаз.
2. Инструмент наставничества Международной Ассоциации «Stepbystep»(«Шаг за шагом», www.issa.nl), руководитель и автор программы – генеральный директор Российского фонда «Сообщество» Анна Константиновна Золотова. В качестве инструмента профессионального развития педагогов для улучшения качества педагогической деятельности в дошкольных и школьных учреждениях Международная ассоциация использует «Пакет ресурсов по качеству «Компетентный педагог XXI века. Принципы качественной педагогики» [2]. Суть инструмента наставничества – оценка качества на основе самоанализа и само­оценки педагога, экспертизы оценки педагога-наставника (сертификатора), «сверки надежности» и сертификации. К перечню областей, параметров, имеющих в свою очередь более 80‑ти индикаторов качества, на основе которых осуществляется анализ и последующая сертификация, относятся: взаимодействие; семья и местное сообщество; инклюзия и ценности; оценка и планирование; методы обучения; развивающая среда; профессиональное развитие.
Это четко структурированный, понятный и доступный в применении, но весьма объемный электронный документ, позволяющий специалисту увидеть и уровень своей практики, и выстроить вектор своего развития, и пройти аттестацию, а эксперту‑наставнику – оценить работу педагога по критериям, понятным педагогу.
3. Независимая оценка качества ДО (НОКДО), разработанная специалистами ФИРО (2015 г.) под руководством Елены Георгиевны Юдиной, заведующего кафедрой управления программами ДО, профессора, кандидата психологических наук. Параметры оценки знакомы тем, кто когда‑то готовился к процедуре аккредитации ОО:
 участие всех заинтересованных субъектов;
 структура ООП;
 условия реализации ООП;
 вариативность ООП ДО;
 целевые ориентиры и пр.
В логике НОКДО предполагается 2 этапа оценки: этап самоанализа (внутренняя оценка) и работа экспертной комиссии (внешняя независимая оценка). Процедура включает структурированное наблюдение деятельности педагогов (по созданию психолого‑педагогических условий развития детей, развитию у детей инициативности, самостоятельности, ответственности) с использованием инструмента оценки; анкетирование педагогов (позволяющее проанализировать ситуацию в ДОО; собственные ориентиры, сопоставление их с приоритетами семьи и коллег); анкетирование родительской удовлетворенности (позволяющее определить уровень удовлетворенности и соотношение приоритетов семьи и детского сада в образовании); анализ документов.
Суть данного инструментария – не внешний контроль за ситуацией, а инициирование действий педагогов по улучшению качества, т.е оценка качества для его повышения.
4. Национальное лонгитюдное исследование качества ДО: оценивание для развития с применением шкал ECERS‑R. Руководитель исследования – Игорь Богданович Шиян, кандидат психологических наук Института системных проектов ГАОУ ВО МГПУ (под патронажем федеральной службы по надзору в сфере образования и науки).
Подробнее остановимся на представле­нии данного инструмента, ввиду включе­ния в июне 2017 года системы ДО Республики Башкортостан во всероссийский проект Рособрнадзора «Лонги­тюдное исследование качества дошкольного образования». Начиная с сентября с.г. в ряде ДОО нашей республики будет производиться процедура исследования качества ДО с использованием шкал ECERS‑R региональными экспертами (представитель Управления по контролю и надзору в сфере образования РБ; представитель ГАУ ДПО ИРО РБ, автор настоящей статьи). Цель данного исследо­вания – изучение качества образовательной среды учреждений дошкольного образования Российской Федерации (в целом) и ее регионов (в частности), анализ перспективных направлений ее оптимизации.
Итак, ECERS (Early Childhood Environment Rating Scale  Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях) – один из инструментов «семейства» методик, в основе которых лежит исследование различных компонентов образовательной среды. Шкала ECERS была разработана в 1980 году специалистами Университета штата Северная Каролина (США).
Апробация шкал ECERS‑R проводилась в 2014 – 2015 году лабораторией развития ребенка Института системных проектов Московского городского педагогического университета (руково­дитель: кандидат психологических наук И.Б. Шиян). Официальное российское издание шкал ECERS‑R осуществлено издательством «Национальное образование» (перевод с англ. И.Ю. Облачко, предисловие от издательства – В.К. За­гвоздкин, предисловие от организаторов апробации – Е.Г. Юдина, Т.Г. Шмис, И.Б. Шиян, О.А. Шиян) [3]. Поскольку, как уже было сказано выше, целью данного исследования является изучение качества образовательной среды, объектом исследования является образовательная среда, рассматриваемая как система условий социализации и индивидуализации детей 2,5 – 5 лет. Аспектами образовательной среды для ребенка дошкольного возраста являются предметно‑пространственная развивающая среда; характер взаимодействия детей с взрослыми, детей с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
В состав шкал ECERS‑R входят 7 подшкал:
 предметно‑пространственная среда;
 присмотр и уход за детьми;
 речь и мышление;
 виды активности;
 взаимодействие;
 структурирование программы;
 родители и персонал и 43 показателя к ним.
ECERS‑R является универсальным международным инструментом и представляет собой взгляд с позиции «как должно быть» вне зависимости от особенностей страны. Положительно то, что Шкалы применимы как для независимой оценки качества образования, так и для самооценки. По мнению авторов, Шкалы «работают» на благополучие ребенка и опираются на законы развития в дошкольном возрасте. Более того, Шкалы позволяют оценить образовательную среду, а не детские результаты, что в полном объеме соответствует идеологии и позициям ФГОС ДО.
Более подробное описание инструмента, а также ход и полученные результаты лонгитюдного исследования будут представлены экспертами в последующих выпусках журнала «Башҡортостан уҡытыусыһы» («Учитель Башкортостана»).
Литература
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
2. Учебно‑методическое пособие по реализации программы «Сообщество»: http://www.childpsy.ru/lib/books/id/8194.php.
3.
Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. ECERS‑R: переработанное издание / Тельма Хармс, Ричарда М. Клиффорда, Дебби Крайер. – М.: Изд‑во «Национальное образование», 2016. – 136 с.