Редакция журнала «Башҡортостан уҡытыусыһы» - филиал ГУПРБ Издательский дом «Республика Башкортостан»
» » Профессиональная ориентация в условиях профильного обучения математике и информатике с использованием ЭОР в сельской школе
Профессиональная ориентация в условиях профильного обучения математике и информатике с использованием ЭОР в сельской школе

Ф.В. МАХМУТОВА,
директор СОШ №1 с. Верхние Татышлы Татышлинского района

В настоящее время быстро изменяется рынок труда, в связи с этим актуальной становится проблема выбора профессии молодыми людьми. На рынке труда появились новые и качественно изменились традиционные профессии. Особенно остро проблема выбора профессии стоит перед сельской молодежью. Изменился статус сельскохозяйственного производства. Предприятия приобретают высокотехнологичную технику, вводят в строй современные животноводческие и птицеводческие комплексы, изменяется предпринимательская деятельность. Наш район нуждается в высококвалифицированных, компетентных специалистах в различных отраслях. Специалисты требуются не только агропромышленному производству, но и та­ким сферам, как лесное хозяйство, электроснабжение, связь, нефтедобыча, га­зо­вые служ­бы, строительство, зд­­ра- ­­­во­­охра­­нение, страхование, банки. Был период, когда престиж работы на земле оказался на низком уровне. Это произошло в основном из-за отсутствия четкой государственной политики, направленной на повышение привлекательности жизни в селе. Сейчас ситуация в корне меняется. Государство создает программы, поддерживающие сельскую молодежь. Отрадно отметить, что наши выпускники после окончания учебных заведений возвращаются в свое родное село.
Основной целью образовательных организаций в современных условиях становится воспитание гражданина, владеющего необходимыми компетенциями для успешной социализации в жизни, способного адаптироваться в новых социально-экономических условиях. Одним из средств реализации данной образовательной стратегии сегодня становится профильное обучение.
Переход к профильной школе делает профессиональную ориентацию многоэтапной: выбор профиля обучения, проверка правильности выбора и, как результат, выбор профессии. Движение школы к профильному образованию мы начали с координации административных решений, с учета желаний и запросов родителей и самих обучающихся.
Когда перед педагогическим коллективом школы встал вопрос о переходе на профильное обучение, проблемы с выбором профиля не было – предпочтение было отдано физико-математическому направлению.
В любой современной системе общего образования математика занимает одно из центральных мест, что, несомненно, говорит об уникальности этой области знаний. Сегодня никому не надо доказывать, что математическое образование – благо, на которое имеет право каждый человек. Уровень развития общества требует большого количества специалистов, использующих математические знания в своей профессиональной деятельности. Разработана и утверждена Концепция развития математического образования в Российской Фе­дерации. В целях реализации этой концепции нашими учителями математики проводится работа по предоставлению каждому обучающемуся возможности достижения любого из уровней математического образования в соответствии с его индивидуальными потребностями.
Анализ внутренних ресурсов школы и, прежде всего, кадрового потенциала показал, что в нашей школе на протяжении многих лет работают педагоги, активно ведущие инновационную деятельность, транслирующие свой педагогический опыт, как в своем районе, так и в республике. Школа – победитель ПНПО, имеет хорошее материально-техническое обеспечение: компьютеры, интерактивные доски, проекторы, документ-камеры.
Разработаны и внедрены в учебный процесс учебные программы для классов с профильным изучением математики. Выстраивается система работы с математически одаренными обучающимися: через индивидуальные занятия и систему подготовки к олимпиадам и научно-практическим конференциям.
Достаточно эффективно работает система преемственности математического образования при переходе обучающегося из начальной школы в основную, из основной школы – в профильные классы.
Система повышения квалификации учителей математики, существующая в школе, включает в себя прохождение очных и дистанционных курсов повышения квалификации на базе ИРО РБ, проведение круглых столов, заседаний школьного методического объединения, районного методического объединения, участие в республиканских семинарах. Творческие отчеты на заседаниях учителей математики дают возможность каждому учителю рассказать о результатах своей работы коллегам, обменяться с ними мнением по интересующим их проблемам. С 2011 года мы участвуем в общероссийском проекте «Школа цифрового века». Используем в работе не только предметно-методические материалы, но и активно участвуем в повышении квалификации через данный проект.
Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка – система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы. Она включает в себя мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, проведение элективных курсов, основанных на осознанном выборе учащимися предметов, необходимых в дальнейшем обучении.
Предпрофильная ориентация необходима учащимся VIII – IX классов для принятия осознанного решения о выборе профиля обучения. Проводятся тематические классные часы, на которых учащимся даются рекомендации по выбору того или иного профиля. Ежегодно все учащиеся IX классов посещают элективный курс «Путь к профессии», который ведет педагог-психолог. Развитию интереса к определенным профессиям способствуют различные внеклассные мероприятия, например: «Мир моих увлечений», «Все профессии важны», «Перспектива». Школа тесно сотрудничает с центром занятости населения, с филиалом Башкирского северо-западного сельскохозяйственного колледжа в селе Буль-Кайпаново Татышлинского района. Мы приглашаем представителей этих учреждений на встречи, на которых они рассказывают о востребованных профессиях на рынке труда республики и, в частности, на селе, проводят тестирование, анкетирование, выступают пе­ред родителями старшеклассников. Ежегодно оформляется стенд «Тебе, выпускник».
Старшеклассники участвуют в республиканской программе «Ты – предприниматель». При поддержке Министерства молодежной политики и спорта РБ данная программа реализуется с 2011 года.
В ФГОС большое внимание уделяется проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в фор­мировании у школьника умения учиться.
Проекты «Решение комбинаторных задач», «Координаты на плоскости», «Проценты», «Ландшафтный дизайн» имеют практическую значимость. Ценным в подобной работе является сам процесс: сбор и систематизация информации, попытка самостоятельно разобраться в вопросе. Работы обучающиеся представляют на практической конференции не только в нашей школе, но и на олимпиаде «Совенок» и в Малой академии наук. Данные проекты не только формируют знания, но и работают на профориентацию обучающихся.
Большую роль в профильном обучении играет организация внеурочной деятельности школьников: научно-исследовательская и проектная работа, экспериментальная работа, проведение олимпиад и конкурсов, организация досуга школьников. Наши учащиеся активно посещают кружки в центре детского творчества. В школе создано научное общество учащихся (НОУ), где совместно с учителями школы одаренные учащиеся проводят различные исследования, выступают с результатами на ежегодных научных конференциях. Наши учащиеся стабильно показывают хорошие результаты на Республиканской технической олимпиаде «Шаг в будущее» в направлениях «ТРИЗ» и «Электроника», на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников. В последние годы наши обучающиеся принимают участие и в региональном этапе Всероссийской олимпиады по математике.
Несомненно, использование ИКТ на уроках математики и информатики позволяет сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей. Совершенствуются навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно анализировать, исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи. Компьютер позволяет фиксировать результаты, корректно и без эмоций реагирует на ошибки. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу.
На уроках математики используются готовые демонстрационные энциклопедические программы из серии «Познавательная геометрия», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» и др. Особый интерес представляют графические редакторы «Живая геометрия», «Живая математика», которые позволяют создавать и изменять компьютерные модели геометрических объектов. Использование в учебном процессе электронного учебника «Геометрия 7 – 9» позволило облегчить понимание изучаемого материала за счет иных способов подачи материала. Эффективное повторение материала по темам школьного курса осуществляется с помощью электронных пособий: «Математика 5 – 11» по различным темам. Широко используются ресурсы сети Интернет. Ученикам рекомендуем сайты, на которых собран материал для самостоятельной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
На уроках информатики активно используются возможности видеопроектора, поэтому даже обычный урок насыщен и интерактивен: демонстрируются видеоролики, презентации, фильмы, тестовые задания, онлайн-обучающие игры. Для контроля знаний используется тестирующая программа «Электронная тетрадь «Информатика и ИКТ» для X классов. Выполняются мини-проекты по различным темам. Тему выбирают са­­ми обучающиеся, затем в кабинете с интерактивной доской каждый обучающийся защищает свой проект, отвечает на вопросы своих одноклассников и приглашенных учителей-предметников. При изучении темы «Моделирование и формализация» на уроках активно используются сайты virtulab.net, pascaler.ru. Для подготовки и сдачи домашних заданий используются возможности файлообменника и облачных технологий.
Для обучения, тестирования учителя применяют интерактивную систему VOTUM, что обеспечивает интерактивное общение между учителем и учениками в процессе обучения, контроля знаний, проведении образовательных игр и другой деятельности. Будучи простой, удобной в обращении системой, VOTUM делает учащихся более вовлеченными в образовательный процесс, с другой стороны, преподаватель приобретает возможность мгновенно получать ответную реакцию участников тестирования. Система VOTUM помогает учителю в его учебной деятельности и подготавливает отчеты о прогрессе в образовании для родителей учащихся. Учителя используют VOTUM не только как инструмент для проведения тестирования, но и как инструмент проведения уроков каждый день. Создавая слайды в программе VOTUM, учитель может сделать урок интересным и увлекательным для ребят. Возможность добавления графики, музыки и видео, текстовых файлов, интернет-страниц и флеш-анимации сделает любой урок более наглядным и понятным при объяснении материала.
Значительную роль в работе учителей математики и информатики играют интегрированные уроки. Универсальные учебные действия помогают в достижении метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащие­ся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.
Очень интересны уроки «музыка + математика», «математика + английский язык», «математика + технология», «математика + физика».
Курс информатики представляется дисциплиной с ярко выраженным меж­предметным характером. В компьютеризации школы и информатизации общества в целом становится актуальной интеграция учебных предметов с предметом "Информатика". При школе начата работа по внедрению электронного образования. На платформе данной электронной площадки прошла дистанционная олимпиада по башкирскому языку. Разработана и утверждена про­­грам­ма «Электронное образование». Обучение прошли все учителя школы.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая – хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.
На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. И самым оптимальным вариантом является использование этих технологий в совокупности.
Проводится большая работа по пропаганде математического образования, как среди учащихся школы, так и района. Математические праздники, конкурсы и интеллектуальные игры стали традиционными. С целью повышения мотивации к изучению профильных предметов учащиеся регулярно участвуют в очных школах БГПУ им. М. Акмуллы в Са­лихово, в Акмуллинских олимпиадах, в Международной олимпиаде по основам наук, организуемой Домом учителя Уральского Федерального округа.
Большую активность проявляют ученики нашей школы на образовательном интернет-ресурсе «ЯКласс». Мы продолжаем работу по привлечению учащихся на этот образовательный сервис. К тому же можно сделать единый профиль на ЯКласс и в Дневник.ру.
Об эффективности работы системы профильного обучения в школе свидетельствуют следующие результаты ЕГЭ.

Предмет
Средний балл
2014 г.
2015 г.
2016 г.
Математика проф.
49
51
65
Математика базов.

45
Информатика
48,84854

Результаты поступления учащихся в вузы свидетельствуют и о качестве образовательного процесса, и о качестве проводимой профориентационной работы школы в целом. Благодаря учебе в физико-математическом классе наши выпускники поступают в различные технические вузы Республики Башкортостан, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и других городов России.
Педагогический коллектив школы продолжает планомерную работу в следующих направлениях:
– введение элективного курса «Путь к профессии»;
– осуществление взаимодействия с организациями района по реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения;
– пропаганда информационно-технологического и математического образования:
– организация поддержки особо мотивированных учащихся школ района;
– поддержка работы педагогов района по профильным предметам через организацию презентаций работы по профильному обучению, а также через проведение семинаров, круглых столов;
– организация взаимодействия с вузами.
Большим достижением в 2016 году стало включение нашей школы в топ-200 лучших сельских общеобразовательных организаций России.