Редакция журнала «Башҡортостан уҡытыусыһы» - филиал ГУПРБ Издательский дом «Республика Башкортостан»
» » Использование метода проектов на уроках технологии
Использование метода проектов на уроках технологии


Г.Г. ШАФИКОВА,
учитель технологии башкирской гимназии №20 им. Ф. Мустафиной г. Уфы
 

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения указывают на необходимость реформирования всех систем образования с тем, чтобы обучающиеся действительно стали центральными фигурами учебного процесса, то есть должен быть организован процесс познания, а не преподавания, как это было до сих пор при традиционном обучении. Это веление времени, так как современное общество стало в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Важнейшим становится вопрос «Как учить?», а уже затем «Чему учить?». Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие их умений, навыков, качеств, компетенций и способностей.
Одна из таких инновационных технологий – технология проектного обучения, которая дает прекрасные возможности для поисковой и исследовательской деятельности учеников. Метод проектов – это педагогическая технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов. Он помогает достигать дидактические цели через разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным способом.
Проекты могут быть: исследовательские, творческие, ролевые, игровые, ознакомительно‑ориентировочные (информационные), практико‑ориентированные (прикладные); монопроекты или межпредметные; личностные (индивидуальные), парные или групповые; краткосрочные, средние или долгосрочные. После объяснения понятия творческого проекта, учитель должен дать основные этапы его выполнения.
Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. оформлены. Учащиеся должны знать требования к оформлению пояснительной записки; критерии оценки выполненных проектов; критерии оценивания защиты выполненного проекта.
Для улучшения организации проектной деятельности целесообразно оформить стенд в кабинете технологии «Работаем над проектом», где в доступной форме должны быть рассмотрены этапы выполнения проекта, приведены примеры выполнения его отдельных разделов; показано, как правильно оформлять проект, рассказано, что требуется на защите проекта; дана примерная тематика творческих проектов, словарь терминов.
Помощь обучающемуся, неустанное деятельное руководство в выборе проектов, посильных ученику, ложится на плечи учителя технологии. Функции учителя при выполнении проектов учащимися: помощь при подборе проектов; наблюдение за ходом работы учащихся; оказание помощи отдельным учащимся и стимулирование их учебно‑трудовой деятельности; поддержание рабочей обстановки в классе; оценка учебно‑трудовой деятельности на каждом этапе; нормирование труда учеников; анализ и обобщение работы отдельных учащихся и группы в целом. Роль педагога особенно значима на первом и последнем этапах. Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.
Учащиеся, работая над проектом, постигают реальные процессы, переживают конкретные ситуации, приобщаются к проникновению вглубь явлений, конструированию и моделированию новых процессов, объектов.
Метод проектов позволяет перейти от формального обучения школьников к мотивированному выполнению упражнений перед началом проекта или в процессе его выполнения. Практика показывает, что лучше запустить проект, заинтересовать учащихся, а затем провести необходимые упражнения.  Замена части тренировочных упражнений по обработке материалов на упражнения, необходимые для качественного выполнения проекта (изготовления конкретного изделия), значительно повышает мотивацию учеников к труду.
Проектная деятельность основана на более гибкой организации процесса обучения, в результате чего полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности ребенка, учитываются их индивидуальные интересы и способности. Учащимся с низкой мотивацией к учёбе может быть предложено выполнение проекта с меньшим объёмом работ, где основное внимание уделяется изготовлению изделия, а поисково‑исследовательский и конструкторский этапы сведены до минимума.
Учащимся из малообеспеченных семей может быть предложена тематика, связанная с обновлением и ремонтом одежды, а также изготовлением изделия, не связанного с большими расходами. Более заинтересованным обучающимся предлагаются тематические проекты. Впоследствии эти проекты становятся участниками конкурсов и выставок разных уровней.
Два года подряд проекты детей нашей гимназии становятся победителями и призерами очного этапа Межрегионального этнокультурного фестиваля педагогов и ученической молодежи «С любовью к России», который проходит в Москве: это проект «Фантазии к эпосу “Урал‑батыр”» (Саитова Фируза) – диплом I степени; проект «Семь девушек» (Саитова Фируза) – диплом I степени; проект «Ковроткачество» (Мусина Гузель) – диплом III степени; проект «Войлок – традиции и современность» (Хусаинова Амина, Шафикова Амина) – диплом II степени.
Творческий проект Саитовой Фирузы в 2014/2015 учебном году стал лауреатом I степени на V республиканском конкурсе юных сказителей и исполнителей эпоса «Урал‑батыр» в номинации «Декоративно‑прикладное творчество». Многие работы становятся участниками Малой академии наук школьников и Всероссийской олимпиады школьников. В 2014/2015 учебном году проект Мусиной Гузель «Технические и художественные традиции коврового искусства башкир» занял III место на VII Республиканской научно‑практической конференции Малой академии наук (НПК МАН) школьников «Чистая наука»; проект Хусаиновой Амины и Шафиковой Амины «Башкирский войлок» в том же учебном году занял I место на XIX НПК МАН школьников г. Уфы в секции «История и культура Башкортостана».
Творческий проект Саитовой Фирузы «Семь девушек» стал победителем муниципального, участником Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Творческие работы Юлгильдиной Лианы и Давлетбаковой Нургуль в 2013/2014 учебном году заняли I место на городском конкурсе «Мир волшебной сказки».
При работе над проектом у учащихся возникает потребность использования знаний и умений по ряду других учебных дисциплин. Специфика предмета технологии такова, что ученицы должны обладать хотя бы минимумом знаний по таким дисциплинам, как изобразительное искусство, черчение, математика, химия, физика. Мы касаемся данных предметов при изучении различных блоков. Так, при конструировании и моделировании очень важно уметь представить эскиз модели, выполнить её чертёж. А при построении чертежа изделия не обойтись без знаний по математике и черчению. Изучая раздел «Материаловедение», вплотную приближаемся к химии, «Машиноведение» – к физике. При подсчёте предварительной и полной себестоимости изделия мы касаемся экономических знаний; делая экологическое обоснование, соприкасаемся с экологией; разрабатывая рекламу, проводим маркетинговые исследования.
Особая роль на моих уроках технологии при выборе проекта отводится предмету «История и культура Башкортостана». Вместе с детьми я предлагаю и свои идеи, показав актуальность и привлекательность погружения в историю своего народа; объясняю важность проблемы изучения и развития этнокультуры народов своего региона. Детей данная тематика интересует еще и тем, что у них появляется возможность участвовать в проектных конкурсах и фестивалях. Если в рамках данного предмета учащиеся гимназии знакомятся с декоративно‑прикладным творчеством башкирского народа, то при выполнении проектов по технологии появляется возможность более глубокого изучения видов народного творчества. Например, при выполнении проекта по ковроткачеству ученица VIII б класса Мусина Гузель провела очень большую исследовательскую работу по краеведению. Впоследствии этот проект занял I место на очном туре международного фестиваля «Ступени» в номинации «Краеведение» в 2012/2013 учебном году.
Исследовательская работа учениц VIII б класса Хусаиновой Амины и Шафиковой Амины, которые заняли I место по истории и культуре Башкортостана в МАН НПК школьников города Уфы по войлоку потребовала глубокого исследования данного вида искусства в Башкортостане.
Особенно важна роль учителя в организации работы над групповыми проектами. От учителя требуется дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам, имеющим разный уровень знаний и готовность к творческой деятельности. Во время выполнения групповых проектов учащиеся обмениваются знаниями по теме, обсуждают возникшие идеи, планируют работу, распределяют объем работы в группе. Организованная работа детей дает свои результаты. В 2012/2013 учебном году обучающиеся выполнили два групповых проекта (всем классом) по правилам дорожного движения. Проекты выполнялись дружно, сплоченно и вовремя. Проект VIII б класса «Дорога глазами телепузиков» занял III место на Республиканском конкурсе «Колесо безопасности».
Таким образом, метод проектов позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. У учащихся вырабатывается и закрепляется привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций; развивается способность оценивать идеи, исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и умений выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления объекта проектной деятельности.
Участие и победа в научно‑исследовательских конференциях , олимпиадах, конкурсах и фестивалях различного уровня – достойный результат работы над творческими проектами.