Редакция журнала «Башҡортостан уҡытыусыһы» - филиал ГУПРБ Издательский дом «Республика Башкортостан»
» » Музей – хранилище истории (Устный журнал – экскурсия по музею)
Музей – хранилище истории (Устный журнал – экскурсия по музею)

Ф.А. ИШТАКБАЕВА, руководитель школьного музея СОШ с. Целинное Хайбуллинского района, лауреат республиканского конкурса «Учитель башкирского языка и литературы – 2017»



Нет благополучнее общества, чье молодое поколение любит и готово защитить от невзгод свою Родину – землю своих отцов и тех, кто на ней живет. От патриотизма граждан государства и всех тех, из кого состоит общество, зависит настоящее и будущее страны.
Вместе с тем патриотизм – чувство неврожденное, оно воспитывается и приобретается в процессе многогранной жизнедеятельности человека. Исторический опыт показывает, что обречено на беды то общество, которое неспособно воспитать патриотическую смену себе. Воспитание любви у молодого поколения к Родине и всему связанного с ней требует ясного понимания того, каким содержанием наполняется сегодня патриотизм.
Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно‑патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.
Краеведческий музей средней школы села Целинное, основанный в 1984 году, обладает большим образовательно‑воспитательным потенциалом, так как сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Диапазон воспитательных мероприятий, проводимых совместно с музеем, широк и разнообразен. Это мероприятия, приуроченные памятным датам и современным общественным событиям; выставки, смотры, конкурсы и другие мероприятия, посвященные истории, настоящему и будущему родного края. Очень мало осталось тех людей, которые бы знали историю поселка, историю топонимических легенд. Учащимися были организованы группы, которые собирали материалы о первоцелинниках, об истории школы. Силами учащихся был собран богатый материал, и была организована выставка в музее.
Не только общешкольные мероприя­тия, но и уроки культуры Башкортостана, башкирского языка и литературы, истории проходят в музее. Учителя начальных классов успешно используют материалы музея на уроках и внеклассных мероприятиях.
Патриотизм гражданина проявляется, прежде всего, в любви к родному краю. Любить родной край – землю, ее флору и фауну, водоемы, недра – значит беречь его, как самого себя. В этом направлении ведется активная деятельность: проводятся трудовые десанты, субботники в окрестностях поселка, члены кружка краеведения ежегодно участвуют в работе по очистке реки Ургаза.
Предлагаем вам экскурсию по нашему музею. Добро пожаловать!
Iстраница: «Материальная культура башкирского народа с. Целинное».
Экскурсовод. Материальная культура – это все, что создано человеком, и она рассказывает нам об истории данного народа. Материальная культура баш­кирского народа, проживающего в с. Целинное, хранится в школьном музее. Вы видите этнографический уголок, где стоит юрта и представлена выставка башкирской материальной культуры?
Юрта – древнее жилище башкирского народа, имевшее мужские и женские части. В мужской половине находились одежда и другие вещи, принадлежавшие мужчинам. Женская часть юрты была больше, чем мужская часть: здесь кроме одежды была кухонная утварь. Также здесь находились постельные принадлежности и колыбель.
Колыбельная песня в исполнении Губайдуллиной Алимы.
IIстраница: «История школы».
Экскурсовод. Наш совхоз образован как один из первых целинных совхозов в районе. Трудность первых дней в освоении целинных залежных земель заключалась в том, что центральное отделение совхоза решено было построить на степи вдали от населенных пунктов. У первоцелинников были дети школьного возраста, поэтому с появлением первых жилых домов решено было начать обучение детей в школе. Было комплектовано три класса, в которых насчитывалось всего 12 учащихся, первой учительницей была Г.Ш. Вакилова – жена первого директора совхоза. Организовать занятие в школе с детьми первоцелинников в таких условиях было нелегко. Наряду с множеством других работ назрела первоочередная задача – полностью охватить учебой всех приехавших детей. Было принято решение райкома КПСС и РОНО открыть семилетнюю школу 1 августа 1956 года.
Несмотря на все эти трудности, весть об открытии семилетней школы была встречена с большим восторгом. Приказом РОНО назначили директором этой несуществующей школы Бадак Ивана Игнатьевича. К 15 августа 1956 года прибыли на работу в школу учителя Карачкова Мария Васильевна и Рыбалкина Нина Никифоровна. Позже в декабре месяце 1956 года приехала Зикеева Мария Ивановна, а 1957 году – Дубницкая Мария Григорьевна. Вот с каким маленьким коллективом создавалась семилетняя школа. Было скомплектовано всего пять классов, с I по V классы, в которых училось всего 29 учащихся.
Для школы была выделена одна половина двухквартирного дома. До начала занятий стояла ближайшая задача: найти парты, столы, стулья, шкафы и учебные принадлежности. Об ученической форме в то время не думали. Пришлось ездить по другим школам и просить для временного пользования школьную мебель, учебно‑наглядные пособия, учебники. Учебники в неполном комплекте и тетради завозили из г. Сибая.
С помощью администрации совхоза и родителей школа к началу занятий была подготовлена: учебный год начали своевременно и организовано. В виду того, что полезная площадь, занимаемая школой, была слишком малой, занятия пришлось вести в две смены. Несмотря на нехватку учебников, тетрадей и других письменных принадлежностей, школьники учились с большим интересом и прилежанием. Библиотеки не было, газеты и журналы доставались редко. Радио было, а о телевизионных передачах в то время еще никто не знал. Второй, 1957/1958 учебный год, школа начала с несколько большим контингентом учащихся. В школе был открыт VI класс. Коллектив учителей пополнился.
С увеличением контингента учащихся школа была переведена в другое здание – двухквартирный дом. В данном здании школа работала до августа 1961 года, а с 14 сентября 1961 года перешла в новое построенное стандартное здание, рассчитанное на 280 мест. В новом здании были созданы все необходимые условия для занятий учащихся. Контингент учащихся к этому времени значительно возрос. В школе в то время занималось более 400 учащихся. А вновь построенное здание было рассчитано всего лишь на 280 учащихся, в которых было всего 7 классных комнат и спортзал. Мастерской, библиотеки не было. Уроки труда в то время проводились во всех классах совместно: с мальчиками и девочками по единой программе, в классных комнатах. Каждый класс занимался в отдельной классной комнате. Кабинетная сис­тема занятий не была введена, что затруд­няло учебный процесс. Спустя не­сколь­ко лет семилетнюю школу реорганизовали в восьмилетнюю, а с 1 сентября 1964 года – в среднюю.
Нас потряс рассказ И.И. Бадак о том, как ученики угорели. Печку в то время топили дровами. Однажды Иван Игнатье­вич, проходя мимо кабинета, заметил, что очень тихо в классе, не слышно ни единого звука. Открыв дверь, он увидел странную картину: ученики и учитель спали, сложив головы на парты. Директор понял, что учитель и ученики угорели. Потому что печку закрыли раньше времени. Он позвал людей, и вывели всех на улицу. Отрадно то, что никто не пострадал. Вот в каких условиях работали учителя и учились дети.
О директорах школы, первом учительском коллективе, ветеранах педагогического труда рассказывают ученики VIIкласса.
IIIстраница: «Они сражались за Родину».
Экскурсовод. 9 мая 1945 года навеки вошла в историю, как день Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Каждый год люди празднуют это дорогое для всех событие со слезами радости и печали о погибших. Слишком высокой была цена завоеванной победы. Жертвы войны не обошли не единой семьи.
На стенде «Они сражались за Родину» – фотографии ветеранов. К сожалению, на сегодняшний день из всех наших ветеранов в живых никого не остались. Основную часть экспозиций о войне составляют материалы о И.И. Бадак и К.Н. Рыскужине. (Рассказывает о ветеранах.)
В музее периодически оформляются новые экспозиции, посвященные подвигу наших земляков. В кабинетах школы каждым классом были сделаны стенды. Особенный интерес вызвали стенды VII класса «Мой дедушка» и IV класса «Женщины‑герои». В рамках данной темы ведется творческая работа: был проведен конкурс рисунков, учащиеся пишут очерки, эссе, сочинения, стихотворения, посвященные своим дедушкам, бабушкам. На районном конкурсе «Я – молодой», посвященном победе нашей страны в Великой Отечественной войне, более 20 работ наших учеников были признаны лучшими.
IVстраница: «Первоцелинники».
Экскурсовод. 1954 год... Этот год вошел в историю нашей страны как год освоения целинных и залежных земель. Этот год вошел в биографию нашего народа как год мужества, терпения и героизма. В марте 1954 года на Пленуме ЦК КПСС было принято постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна и об освоении целинных и залежных земель». И через несколько дней тысячи комсомольцев прибыли в эту степь, на нашу родину.
345 посланцев из городов Уфы, Стерлитамака, Салавата и других мест разбили палатки, основывая новый поселок Целинный, центральную усадьбу первенца башкирской целины – Хайбуллинского совхоза. В первое время жили в палатках, в вагончиках. Работа была нелегкой. Но всех объединяла общая благая цель – труд во благо страны!
Слово представляется библиотекарю сельской библиотеки Райсе Саитовой.
На сегодняшний день сбор материалов для музея осуществляется поисково‑исследовательской группой учащихся. Их работы, которые участвовали в районной конференции по краеведению, были признаны лучшими. Сбором материалов занимаются также члены кружка краеведения. В то же время они являются экскурсоводами и несут ответственность за экскурсии и встречи с ветеранами, первоцелинниками. Юные краеведы ведут индивидуальные беседы со старожилами поселка, в стенах нашего музея проводятся вечера и встречи с воинами‑интернационалистами. Особое внимание уделяется воспитанию бу­дущих защитников Отечества: проводятся уроки мужества в музее, конкурсы «Песни военных лет», викторины «Знаешь ли ты свой край?», «Военная история совхоза». Большая работа отводится поис­ковой работе по темам «Дети и вой­на», «Земляки», «Первое поколение учителей школы». При музее существовал патрио­тический клуб «Ватан», руководителем которого являлся учитель С.М. Акбалин. И сегодня его дело продолжает молодой учитель Ф.С. Рахметов, который является руководителем клуба «Юнармия».
Музей тесно сотрудничает с жителями совхоза: был проведен праздник Дружбы, посвященный добровольному присоединению Башкортостана к России и праздник ко Дню Республики. На праздник были приглашены ветераны войны и труда, передовики труда, гости и односельчане.
Мы верим, что наш музей, хранилище ума и красоты предшествующих поколений, будет процветать!