Редакция журнала «Башҡортостан уҡытыусыһы» - филиал ГУПРБ Издательский дом «Республика Башкортостан»
» » Принцип полисенсорного обучения при формировании коммуникативной компетенции учащихся
Принцип полисенсорного обучения при формировании коммуникативной компетенции учащихся

Н.Л. СЕРГЕЕВА,
учитель башкирской гимназии с. Малояз Салаватского района

ФГОС ставит перед нами новые задачи, и среди умений и качеств, необходимых человеку XXI века, на первом месте — коммуникативные.
Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли на месте,
Все ли в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ли внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку… (пять).
Именно так, с рифмованной настройки, рекомендуется начинать современный урок по требованиям ФГОС. И это одна из техник НЛП – нейролингвистического программирования – якорение, основанная на использовании полисенсорного принципа в обучении.
Посмотрите: привычная для нынешнего времени картина, не правда ли? Ребенок у телевизора, с плеером, с планшетом, возле ноутбука.
Часто наблюдаете такую картину?
При всей важности и необходимости технического прогресса нельзя забывать, что предпосылкой овладения электронными средствами информации всегда будет умение осознанно читать и грамотно говорить.
Как вы думаете, каковы последствия такой картины?
Дети меньше читают, резко снизилась грамотность, культура речи. Посмотрите, что мы получаем в результате. Впечатляет? Что же происходит? – Оптимизация грамотности?
С одной стороны, по требованиям ФГОС мы должны применять ИКТ, с другой – мы наблюдаем снижение грамотности по всем фронтам.
Как же преодолеть это противоречие и достичь хорошего результата в формировании коммуникативной компетентности школьника?
Совершенно верно: применяя инновационные технологии.
Вся жизнь человека протекает в постоянном общении, поэтому, начиная с детского сада, мы учим детей правилам взаимодействия, общения, т.е. формируем в них одну из ключевых компетенций – коммуникативную. От того, насколько она сформирована, зависит его эмоциональное благополучие в коллективе, эффективность и успешность в будущей взрослой жизни.
Что же подразумевает под собой понятие коммуникативная компетенция?
Во-первых, это способность общаться с целью, быть понятым. Во-вторых, умение выражать свои мысли, выступать перед аудиторией. В-третьих, умение вести дискуссию, аргументировать, доказывать.
Какие методы вы используете для формирования коммуникативной компетенции?
Работа с текстом, анализ, пересказ, сочинения и т.п.
Я предлагаю вам посмотреть на все эти методы несколько под другим углом.
Новизна моего подхода заключается в использовании принципов полисенсорного обучения и некоторых техник НЛП. Вопросами НЛП в образовании занимаются такие ученые, как А. Пилигин, М. Павлова, Л. Лойд, М. Гриндер – на их работы я и опираюсь в своей деятельности.
Все мы взаимодействуем с этим миром и воспринимаем его по-разному. Известны пять основных способов, с помощью которых люди воспринимают мир.
Какие вы знаете?
Мы можем видеть, слышать, чувствовать, обонять и пробовать на вкус.
Таким образом, по способу восприятия мира психологи выделяют 3 психотипа: визуалы, аудиалы и кинестетики (среди кинестетиков условно выделяют еще дигиталов, которые воспринимают все через схемы, знаки, символы).
Конечно, в чистом виде эти психотипы встречаются редко, но один из каналов восприятия все же работает чаще и продуктивнее. Эта система используется как сознательно, так и бессознательно. По результатам исследований ученых, в мире преобладают кинестетики – 40%, затем визуалы – 30%, дигиталы – 20%, аудиалы – 10%.
А в школе дети через какой канал больше воспринимают информацию? Через слух, т.е. используют аудиальную систему.
Кроме того, по данным тех же исследований среди учащихся разных возрастных групп наблюдается преобладание одной из систем восприятия.
В начальной школе и в V классе преобладает кинестетическая модель, в VI – VIII классах ­— аудиальная, в IX – XI – визуальная.
Исходя из всего сказанного, приходим к выводу, что на уроках нужно использовать полисенсорный принцип, т.е. задействовать все системы восприятия ученика.
Поли – много, сенсор – от лат. sentire – "чувствовать" или "ощущать".
Для определения психотипа существуют специальные методики. Их нужно использовать в совокупности с наблюдением за ребенком.
Давайте проведем эксперимент –  условно определим ваш психотип, используя самый простой способ.
Сейчас одновременно все быстро, не думая, ответьте на вопрос, который я задам, и запомните, что вы сказали. Готовы?
Что такое волна?
Шумит, шуршит – аудиалы;
Голубая, синяя,  прозрачная, блестит, переливается – визуалы;
Теплая, холодная, приятная – кинестетики.
Итак, у нас в классе обнаружились ученики – аудиалы, визуалы и кинестетики.
Как же готовиться к уроку? Предлагаю использовать следующие техники НЛП.
На этапе мотивации.
Якорение – создать в сознании учеников определенное состояние и восстанавливать его каждый раз, когда потребуется. Поднимите, пожалуйста, руки те, кто сегодня готов к мастер-классу.
Чего я добилась? Привлекла внимание...
Вспомните начало урока – рифмованное стихотворение:
Хорошо проверь, дружок…
– С какой целью используют его?  Это и привлечение внимания, и оргмомент, и мотивация.
Если вы хотите вызвать интерес к своему уроку, положительную мотивацию, используйте работу со скороговорками(здесь важен эффект соревновательности).
Перед вами скороговорки.  Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой. Ткёт ткач ткани на платки Тане. Дробью по перепелам да по тетеревам. Водовоз вёз воду из-под водопровода.
Аудиалы – проговорят; кинестетики – могут показать, инсценировать; визуалы – нарисовать.
А теперь посоревнуемся: кто быстрее и четче произнесет скороговорку?
Можно попробовать написать мини-сочинение по заданной схеме. Например, на тему «Скоро весна!».
Скоро наступит весна. На деревьях распустятся листочки и все вокруг зазеленеет.В воздухе запахнет свежестью. С прилетом птиц мир наполнится   радостнымии веселыми звуками.
Как вы видите, чтобы ученик смог написать хорошее сочинение, важно помочь собрать сенсорную информацию: извлечь из памяти звуки, образы, чувства.
Теперь попробуйте придумать задания к уроку по теме: «Сочинение-описание по картине В.А. Серова «Девочка с персиками».
Перед тем как переходить непосредственно к написанию сочинения, хорошо предложить ученикам нарисовать рисунки, комиксы, мысленно создать фильм, озвучить его. Таким образом, детям будет намного проще наполнить сочинение звуками, красками, ощущениями.
Та же методика перехода от анализа формы к анализу содержания используется на уроках литературы, формируя умение понимать чужой текст (еще один элемент языковой компетенции личности). На первых этапах обучения важнее научить ребенка пользоваться языком литературы как особого вида искусства. Задача уроков литературы – сделать так, чтобы ребенок овладел этим языком, научился его использовать, творить. Учитывая особенности возрастной периодизации развития личности ребенка, в средней школе (V – IX классы) следует большее внимание уделять исследованию того, как сделано произведение с двух точек зрения: с точки зрения использования художественных средств и с точки зрения психологии восприятия.
Анализ поэтического текста (стихотворения) может начинаться с понимания того, как писатели и поэты видят, слышат и чувствуют, например, природу.
Еще в полях белеет снег, (В)
А воды уж весной шумят –    (А)
Бегут и будят сонный брег, (К)
Бегут и блещут и гласят/    (К/В/А)
Они гласят во все концы: (А)
«Весна идет, весна идет! (А/К)
Мы молодой весны гонцы,     
Она нас выслала вперед!»/     (К)
Весна идет, весна идет!       (А/К)
И тихих, теплых, майских дней,  (А, К)
Румяный, светлый хоровод   (В)
Толпится весело за ней.        (К)
Проделав такую работу, ученик увидит, услышит, почувствует, окажется как бы внутри произведения.
Таким же образом можно работать и с прозаическим текстом, более сложным по содержанию.
На этапе закрепления, проверки знаний, рефлексии очень удобно использовать интерактивную систему тестирования и оценки Вотум, так как в тесте можно разместить как аудио, так и видео­файлы, т.е. задействовать все системы восприятия информации.
Возможно, сами того не подозревая, или осознанно, уже изучив данный подход, вы используете его на своих уроках. Может быть, вы расскажете о каких-то своих методах.
Какие выводы можно сделать из всего, что вы услышали, увидели, почувствовали в ходе моего выступления?
На каждом уроке задания нужно строить так, чтобы охватить все психотипы, все каналы восприятия информации. И тогда, используя принцип полисенсорного обучения и техники НЛП, можно добиться хороших результатов в формировании коммуникативной компетенции учащихся.
А для того, чтобы дети шли к нам на урок с горящим от любопытства глазами и открытой душой, с желанием услышать, увидеть, почувствовать что-то новое, нам нужно следовать словам Конфуция:
Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я пойму.
Позволь мне сделать самому, и я научусь.
Ну и как советовали наши коллеги,  с че­го начали, тем и заканчиваем (видео­ролик).