Редакция журнала «Башҡортостан уҡытыусыһы» - филиал ГУПРБ Издательский дом «Республика Башкортостан»
» » ​Читательская грамотность младших школьников: результаты и тенденции
​Читательская грамотность младших школьников: результаты и тенденции

В условиях стремительно меняющегося мира, произошла серьезная коррекция требований, предъявляемых к системе начального общего образования со стороны государства, увеличились при­т­я­зания и запросы к результатам образования со стороны родительской общественности.

Эти требования нашли свое прямое отражение в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013 – 2020 годы», где одним из основных ожидаемых результатов является «повышение удовлетворенности населения качеством образовательных услуг, улучшение результатов российских школьников по итогам междуна­родных сопоставительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS, PISA)» [3, с. 5].
Без преувеличения можно сказать, что особое значение для начальной школы имеет Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), которое проводится каждые пять лет и является мониторинговым исследованием качества начального обра­­зования. Его цель – сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования с целью совершенствования процесса обучения чтению. Исследование организовано Международной Ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement).
Исследование PIRLS оценивает ус­пеш­ность выпускников начальной школы в решении двух основных читательских за­дач: 1) получить опыт эстетического (литературного) переживания; 2) приобрести и использовать информацию. При этом PIRLS выделяет четыре читательских умения, необходимых для решения обеих читательских задач:
• найти в тексте информацию, изложенную в явном виде;
• на ее основе сделать простые умозаключения;
• интегрировать и интерпретировать идеи и информацию текста;
• оценивать содержание и форму текста.
Дефиниция «читательская грамотность» появилась в контексте Международной программы по оценке учебных достижений PISA (Programme for International Student Assessment), оценивающей грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Международные исследования определяют читательскую грамотность с точки зрения ее значимости для социального статуса человека, его благополучия в обществе следующим образом.
PISA: «Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
PIRLS: «Читательская грамотность – это способность понимать и использовать письменные тексты, строить свои смыслы на основе разнообразных текс­тов».
Конкретизировать понятие «читательская грамотность» с позиции обучающегося в образовательной организации, его готовности к образованию, к саморазвитию, значения читательской деятельности для поддержания интересов и эмоционального статуса личности удалось, с нашей точки зрения, авторам Концепции начального образования «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Читательская грамотность – компонент функциональной грамотности, который включает:
• совокупность умений и навыков, от­ражающих способность обучающегося осуществлять смысловое чтение – воспринимать письменный текст, анализировать, оценивать, обобщать представленные в нем сведения;
• способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях;
• потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития [1, с. 32].
Проанализировав понятие «читательская грамотность», можно заметить, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в старшей школе, у выпускников начальной школы должна быть сформирована перманентно развивающаяся совокупность специальных читательских умений и навыков, которые необходимы для полноценной работы с текстом на протяжении всей жизни.
По данным Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования под руководством Г.С. Ковалевой в исследовании PIRLS в 2016 году приняли участие более 340 000 учащихся из 50 стран мира, в том числе и Российской Федерации, которая была представлена 4577 выпускниками начальной школы из 206 общеобразовательных организаций 42 регионов страны, среди которых есть и Республика Башкортостан.
По итогам проведенного исследования выпускники начальной школы Российской Федерации значительно улучшили свои результаты по сравнению со всеми предыдущими годами и оказались самыми успешными в овладении чтением; отмечается устойчивая положительная динамика в совершенствовании читательской грамотности младших школьников нашей страны. У российских учащихся начальной школы были зафиксированы самые высокие результаты как при чтении художественных, так и при чтении научно-популярных текстов, они сумели продемонстрировать баланс читательских умений, необходимых и для приобретения читательского опыта, и для получения информации [5, с. 1 – 3].
Уровни читательской грамотности напрямую связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы:
Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности младшего школьника к дальнейшему обучению на уровне основного общего образования. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы (при должном педагогическом руководстве) осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.
Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом.
Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися начальной школы помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.
За 15 лет, начиная с 2001 года, уровень читательской грамотности российских младших школьников значительно повысился. Число учащихся, продемонстрировавших высший уровень читательской грамотности в соответствии с международными стандартами, увеличилось почти в 10 раз, с 3% до 26%. Эти учащиеся успешно читают, понимают и интерпретируют содержание текстов, состоящих из 800–1000 слов. Они воспринимают текст целостно и в то же время понимают отдельные единицы текста в их взаимосвязи; опираются на текст для обоснования собственных интерпретаций авторской позиции. Высокий уровень читательской грамотности был зафиксирован у 70% выпускников начальной школы. Число учащихся с низким уровнем читательской грамотности напротив сократилось с 16% в 2001 году до 5% в 2016 году [5, с. 5].
Справедливости ради отметим, что успехи российских выпускников начальной школы в области читательской грамотности, в том числе могут быть связаны с реализацией требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, уделяющего этому вопросу особое внимание в системе метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:
  •  использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  •  использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  •  овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах [4, п. 11].
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы отражают:
  •  понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  •  достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий [4, п. 12.1].
По данным PIRLS, за последние 15 лет в мире увеличилось число «хороших читателей», которые любят читать, уверены в своих силах и отлично себя чувствуют на уроках чтения. В Российской Федерации, как и в других странах, учащиеся начальных классов имеют более высокие результаты по чтению, если в их школе:
  • все участники учебного процесса нацелены на высокие достижения;
  • большинство поступающих в I класс детей имеют высокий уровень готовности к обучению чтению;
  • имеется достаточное количество образовательных ресурсов, а возможный их недостаток не оказывает значительного влияния на результаты обучения.
В то же самое время, в рамках исследования PIRLS не выявлено связи между числом часов на обучение чтению и результатами по читательской грамотности. Страны сильно отличаются по общему числу учебных часов на изучение всех предметов. Например, в Сингапуре этот показатель составляет 1040 ч в год, а в Финляндии – 731 ч. В России на изучение всех предметов в 4 классе в среднем отводится 652 ч. Из них на изучение родного языка отводится 263 ч (41%), а на обучение чтению – 171 ч (27%).
Подтверждается вывод прошлых циклов исследования, что важно не столько количество времени на обучение чтению, сколько качество проводимого обучения, профессионализм учителя, используемые методы обучения, т.е. эффективность использования времени урока.
Сегодня учителю начальных классов совершенно понятно, что наличие хорошей техники чтения недостаточно, поскольку выпускнику начальной школы необходима целая совокупность непрерывно совершенствующихся читательских компетенций. При высоком уровне овладения техникой чтения, положительном отношении к этой деятельности младшие школьники по-прежнему отстают в нестандартной индивидуальной оценке событий, описанных в прочитанных произведениях, демонстрируют недостаточный уровень смыслового чтения познавательных, справочных, инструктивных текстов [2, с. 7].
Для решения данной проблемы необходима работа по формированию у младаших школьников двух группы умений:
  •  умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения:
– находить в тексте информацию, представленную в явном виде;
– основываясь на тексте, делать простые выводы.
  •  умения, основанные на собственных размышления о прочитанном (интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя):
– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Очень важно, чтобы эта работа системно осуществлялась учителем начальных классов в рамках как урочной, так и внеурочной деятельности с использованием самых передовых педагогических технологий, инновационных форм и методов работы.

С.С. ПИЧУГИН,
кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент МАНПО,
г. Москва

Список литературы:
  1. Виноградова, Н.Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века» [Текст] / Н.Ф. Виноградова. – М., 2017. – 64 с. 
  2. Виноградова, Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы [Текст] / Н.Ф. Виноградова // Начальное образование. – 2017. – № 4. – С.3 – 8.
  3. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы» – URL:  http://base.garant.ru/70643472/ (дата обращения: 18.02.2018).
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373
    «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» – URL:http://base.garant.ru/197127/ (дата обращения: 18.02.2018).
  5. Результаты PIRLS-2016 [Текст] – М., 2017. – 16 с.   – URL: http://gauro-riacro.ru/assets/images/issledovaniya/otsenka/international/results/ Результаты_ PIRLS-2016.pdf (дата обращения: 18.02.2018).