Редакция журнала «Башҡортостан уҡытыусыһы» - филиал ГУПРБ Издательский дом «Республика Башкортостан»
» » Критерии и показатели готовности учителей начальных классов к реализации ФГОС
Критерии и показатели готовности учителей начальных классов к реализации ФГОС

С.Ф. ШАРАФУТДИНОВА, старший преподаватель Института развития образования РБ



Актуальность данной темы на сегодняшний день обусловлена тем, что начальная школа полностью перешла и работает в штатном режиме по новым образовательным стандартам, однако на практике педагоги сталкиваются с рядом проблем. Поэтому пришло время провести рефлексию деятельности и поделиться опытом работы по новым стандартам, а также обсудить проблемы и перспективы.
Введение стандартов второго поколения – это необходимость, продиктованная жизнью. Как стремительно бежит время! Человечество живёт в непрерывно меняющемся мире и не всегда успевает шагать в ногу с научными достижениями. Вчерашнее изобретение компьютерной техники сегодня уже никого не удивляет.  Более того, уже более десятка лет находятся на свалке те компьютеры, которые были чудом XX столетия. Сегодня многие школы, учебные заведения, научно‑исследовательские институты оснащены такой техникой и имеют такие возможности, о которых прежде никто и не мечтал. Как же угнаться за этим непрерывным движением современному учителю? Как и чему учить современных детей в школе?
Мир меняется стремительно, и именно стандарт второго поколения формирует личность с тем набором качеств, которые позволяют человеку быть успешным в XXI веке.
Соответсвенно, реализация ФГОС требует от учителя готовности к организации образовательного процесса в современной информационно‑образовательной среде на основе системно‑деятельностного подхода. И изменения педагогической деятельности в этом направлении позволят сделать школу осознанно развивающей.
Долгие годы в основе обучения лежала репродуктивная модель (передача знаний учителем учащимся). При репродуктивной модели школа могла и давала прочные знания, но, как показывает время, это малоприменимые на практике знания.
Ученик же, в условиях постоянного назидания, становился запуганным, неуверенным в себе, лишенным своего мнения, либо обнаглевшим и неуправляемым маленьким человечком. При таком положении вещей бессмысленно было ждать появления сильных, творческих, уверенных личностей, готовых неординарно и решительно действовать, позитивно мыслить. Качества, воспитанные в прошлом веке, не позволяют ощущать себя успешными в современном мире.
Как показывают международные исследования, Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира:
– в умении работать с информацией;
– в умении решать практические, социально и личностно‑значимые проб­лемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения;
– «синдром отличника», который зачастую хуже устраивается в жизни, чем троечник, не умеет приспособиться к другим условиям;
– а также в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.
А как важно вооружить ребенка инструментом для жизненных открытий, дать ему возможность поверить в себя. Для этого необходимо самим научиться учиться, быть успешными (выбирать, жить и т.д.), и только тогда мы сможем научить этому детей. Очевидно, что стоит начинать с личностной «перестройки» и «рефлексии своей деятельности с позиции соответствия современным требованиям», а после этого точно станет понятно, нужно ли что‑то менять в педагогической деятельности.
Какие же требования предъявляет стандарт к учителю «новой школы»? Переход на работу в условиях современных стандартов требует от учителя принципиально иных подходов к обучению, построению и организации всего образовательного процесса, да и к роли самого педагога в этом процессе.
Кто такой учитель новой школы? Какими качествами должен обладать? Какие личностные качества необходимы педагогу для успешного освоения и реализации стандартов второго поколения? Отвечая на эти вопросы, слушатели курсов повышения квалификации в ИРО РБ во время входного контроля по итогам последних трёх лет выделяют такие качества, как гуманистические ценностные ориентиры – 7%; внутренняя свобода – 3%; инициатива – 18%; готовность к риску – 5; креативность – 39%; широкий кругозор, эрудиция – 76%; упорство и настойчивость – 45%; нацеленность на успех – 83%; критичность – 17%; лидерские умения – 28%; организованность – 25%; готовность к диалогу – 89%; чувствительность к проблемам – 72%; трудолюбие – 93%; готов­ность к преодолению трудностей – 76%.
Подытоживая результаты анкеты, скажем, что по мнению слушателей, учитель «новой школы» – это специалист, мотивированный на работу с учащимися; открытый новшествам, способный к своему личностному и профессиональному развитию; хорошо разбирающийся в психологии ребёнка; способный проанализировать и понять его поведение, оказать психологическую поддержку и помощь, особенно в период возрастных кризисов; владеющий современными образовательными технологиями; хорошо знающий содержание предмета и владеющий современной методикой его преподавания; эффективно взаимодействующий с семьями учащихся, учреждениями дополнительного образования, другими социальными институтами, политическими и экономическими структурами в рамках своей компетентности. Современной школе нужны совершенно новые, глубоко знающие свой предмет, владеющие разнообразными методическими средствами, имеющие основательную психолого‑педагогическую подготовку, коммуникативно‑образованные, умеющие искренне сотрудничать с детьми, работатьс ними в команде, глубоко нравственные, настроенные на новые стандарты учителя. А готовят ли их сегодня в вузе?
Ведь к реализации стандарта приступили те учителя, которые ранее работали в школе, считались вполне успешными, добивались хороших результатов. И вот настало время ответить на вопрос: а были ли готовы педагоги осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями новых стандартов? Готов ли наш современный учитель ответить на вызов времени? Сможет ли он, оставаясь один на один с проблемами, которые ему ежедневно подбрасывают и те, кто им руководит, и те, кто над ним стоит, успешно выполнять свою миссию: подготовить выпускника, способного не просто выживать, а жить нормально и успешно не только сегодня, но и завтра? Как же проверить степень своей готовности? Какими критериями руководствоваться? Какие показатели рассматривать?
«Быть на уровне очень сложно. Если раньше учитель был, может быть, единственным источником информации, то сегодня таких источников много, они бьют ключом, что называется. И оставаться на уровне конкурентоспособности очень сложно. Это нужно действительно проявлять и усердие, и творческие навыки, и талант. Без этого быть интересным сегодняшним ученикам практически невозможно», – сказал Президент страны В.В. Путин.
Можно предположить, что значительная часть нынешних учителей не всегда могут объективно оценить свою готовность к реализации нового стандарта, ссылаясь на многолетний опыт и успешность в решении профессиональных задач, однако сами часто поверхностно знакомы с содержанием стандарта, новыми нормативными документами.
Говоря о недостаточном уровне развития у учителей рефлексивно‑аналитических навыков, можно в качестве примера привести результаты входной диагностики еще по одному вопросу. На вопрос: «Назовите наиболее значимые проблемы, мешающие эффективно реализовывать стандарт в вашей школе» 73% назвали отсутствие стимулирования, 81% – слабая материально‑техническая база, 93% – недостаточное финансирование. Только 2% называют проблему (низкий уровень рефлексивно‑аналитической и проектно‑технологической культуры кадров), 10% – отсутствие лидеров, новаторов, 3% – слабая направленность коллектива на саморазвитие.
Говоря о педагогических затрудне­ниях, которые испытывает педагог при реализации стандартов, большинство, а именно 78% опрошенных, перечислили чего, у кого нет, выразили недовольство техническим оснащением и огромной работой с бумагами, отчетами. О чем это говорит? Не все педагоги чётко понимают, «чего от него хотят» в новых условиях.
По итогам анализа анкет была составлена таблица затруднений учителя, работающего в условиях реализации ФГОС НОО, с указанием элементов педагогической деятельности. Для кого‑то это является наименованием проблемы. Которая должна помочь, на наш взгляд, педагогу провести самодиагностику, так и администрации для диагностики педагогического коллектива. И адресно направить силы для устранения этих проблем (см. таблицу 1.).

Таблица 1. Затруднения учителя, работающего в условиях реализации ФГОС НОО

п/п
Элементы педагогической
дея­тельности
(наименование проблемы)
Степень затруднения
Очень трудно
(в методической
помощи нуждаюсь)
Небольшие затруднения
(потребность в частичной помощи)
Легко
I. Программы и УМК
1.
Написание рабочей программы дисциплины
+




2.
Определение соответствия УМК требованиям ФГОС


+


3.
Овладение содержанием УМК






4.
Анализ УМК




+
5.
Работа по УМК







II. Организация и проведение урока в соответствии с ФГОС
1. Реализация системно‑деятельностного подхода на уроке. 2. Знание типологии уроков. 3. Формулирование целей урока в зависимости от дидактической задачи урока. 4. Умение формулировать задачи урока. 5. Умение формулировать планируемые результаты урока. 6. Умение выделить формируемые УУД на уроке. 7. Знание структуры урока. 8. Умение вовлечь учащихся в процесс формулирования целей и задач. 9. Умение мотивировать учащихся к обучению. 10. Исполь­зование разнообразных форм организации работы на уроке. 11. Использование современных методов обучения на уроке. 12. Применение современных педагогических технологий на уроке. 13. Орга­низация самостоятельной работы уча­щих­ся на уроке. 14. Системное формиро­ва­ние предметных, метапредметных уме­ний на уроке. 15. Организация динамических пауз. 16. Проведение рефлексии. 17. Разработка поурочного плана урока. 18. Разработка технологической карты урока. 19. Умение анализировать урок.
III. Формирование универсальных учебных действий (УУД)
1.Знание и применение методов формирования УУД. 2. Знание и применение средств формирования УУД. 3. Знание и применение инструментов формирования УУД. 4. Знание содержания всех видов УУД применительно к своему предмету.
IV. Система оценивания достижения планируемых результатов освоения ООП
1. Система оценки предметных результатов учащихся. 2. Система оценки метапредметных результатов учащихся. 3. Система оценки личностных результатов учащихся.
V. Организация внеурочной деятель­ности
1. Формы и направления организации внеурочной деятельности учащихся. 2. Составление программы внеурочной деятельности учащихся.
(Окончание следует.)