Редакция журнала «Башҡортостан уҡытыусыһы» - филиал ГУПРБ Издательский дом «Республика Башкортостан»
» » Творческий поединок юных исследователей
Творческий поединок юных исследователей

29 – 30 марта 2018 года в г. Уфе проводился очный тур республиканского этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся туристско-краеведческого движения «Отечество». Заочный тур прошел в период с ноября 2017 года по 10 февраля 2018 года, где приняли участие победители районных (городских) конкурсов, конференций.

Организаторами данного творческого мероприятия были Министерство образования Республики Башкортостан и Республиканский детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий.
Всероссийский конкурс исследовательских работ участников туристско-краеведческого движения «Отечество» проводился в целях воспитания у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности посредством развития туристско-краеведческой, исследовательской работы, которая дает возможность обучающимся ближе познакомится с историей родного края, глубже понять самобытность его культуры и особенности природы во взаимосвязи с историей и культурой страны; выявления и поддержки талантливых детей и молодежи в области краеведения; совершенствования организации и содержания обучения и воспитания подрастающего поколения в процессе осуществления туристско-краеведческой деятельности; воспитания бережного отношения к природному и культурному наследию родного края; совершенствования нравственного воспитания учащихся.
Победителей конкурса определили по следующим номинациям:
 – «Археология» – изучение исторического прошлого края по вещественным источникам; изучение непосредственных остатков человеческой деятельности;
 – «Военная история России» – изучение военной истории на местном краеведческом материале, увековечение памяти земляков;
 – «Культурное наследие» – изучение культурного наследия и творчества жителей родного края, фиксация событий культурной жизни родного края);
 – «Природное наследие. Юные геологи» – изучение и охрана природного наследия, развитие исследовательской деятельности обучающихся в области геологии;
 – «Родословие» – изучение родословных, семейных традиций и обрядов, развитие и поощрение интереса к истории рода;
 – «Школьные музеи. История детского движения. История образования» – изучение истории отдельных образовательных учреждений, школьных музеев, истории детских и молодежных организаций;
 – «Земляки. Исторический некрополь России» – изучение жизни и деятельности земляков; изучение истории жизни и спортивных достижений  российских (советских) спортсменов, участников Олимпийских игр;
 – «Летопись родного края» – изучение истории и природы родного края с древнейших времен до сегодняшнего дня, составление летописи наших дней, изучение отдельных, наиболее ярких или малоизвестных исторических событий, природных явлений или воссоздание общей истории края;
 – «Литературное краеведение. Топонимика» – изучение литературного наследия родного края, развитие литературного творчества обучающихся, изучение происхождения географических названий в родном крае;
 – «Экологическое краеведение» – изучение окружающей природной среды во всем ее многообразии;
 – «Этнография» – изучение материальной и духовной культуры народов, их семейного и общественного быта, хозяйственных занятий и этнических процессов;
 «Великая Отечественная война» – изучение событий 1941 – 1945 годов; хода боевых действий, памятников, исследования мест боев, боевого пути соединений, сформированных в родном крае, героических действий земляков;
 «Историческое краеведение» – изучение истории родного края за все время, доступное по вещественным и документальным памятникам, изучение малоизвестных исторических событий, исторических процессов, выявление роли исторических личностей и народных масс в этих событиях и процессах.
 «Культура и фольклор родного края» – изучение культуры родного края по фольклорным и вещественным источникам; изучение архитектурного, художественного, устного творчества жителей родного края, фиксация событий культурной жизни и этногенеза;
 «Экологический туризм» – изучение природы родного края, состояния окружающей среды, антропогенного влияния на среду, в целях ее охраны и воспроизведения.
Победителями в номинациях стали: «Военная история» – Шафикова Аделина, учащаяся гимназии №2 г. Октябрьский (руководитель – Г.З. Мирсаяпова); «Великая Отечественная война» – Салихов Аскар, учащийся СОШ №113 им. И.И. Рыбалко г. Уфы (руководитель – Е.Е. Самигуллина); «Земляки» – Садыков Дмитрий, учащийся гимназии №17 г. Белорецк (руководитель – И.А. Разин); «Историческое краеведение» – Когут Алексей, учащийся СОШ №1 с. Ермолаево Куюргазинского района (руководитель – Е.В. Яковлева); «История образования» – Газизова Ирина, учащаяся СОШ №1 с. Шаран Шаранского района (руководитель – С.Г. Тамилина) и Новикова Дарья, учащаяся СОШ №1 г. Сибай (руководитель – С.Н. Солдатова); «Культурное наследие и исчезнувшие памятники» – Никонов Матвей, учащийся СОШ №2 г. Нефтекамск (руководитель – О.С. Никонова); «Литературное краеведение» – Ахметшина Аделина, учащаяся башкирской гимназии с. Малояз Салаватского района (руководитель – Н.Л. Сергеева); «Летопись родного края» – Сахарова Екатерина, учащаяся СОШ №80 г. Уфы (руководитель – Е.М. Азнабаева); «Родословие» – Муртазин Айдар, учащийся гимназии №1 г. Нефтекамск (руководитель – Л.Ф. Акберова); «Этнография» – Мажитова Гульсум, учащаяся СОШ с. Уметбаево Баймакского района (руководитель – А.Р. Мажитов); «Экологическое краеведение» – Фатхинурова Нурия, учащаяся СОШ с. Кишлау-Елга Аскинского района (руководитель – Э.Р. Галиева).
Победителям республиканского этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся туристско-краеведческого движения «Отечество» вручены дипломы и сертификаты.
Искренне поздравляем юных исследователей с победой, желаем новых свершений и творческих удач.

А.С. РАКАЕВА
.