Редакция журнала «Башҡортостан уҡытыусыһы» - филиал ГУПРБ Издательский дом «Республика Башкортостан»
» » Рекомендации по организации изучения родных и государственных языков в школах
Рекомендации по организации изучения родных и государственных языков в школах

На сайте Министерства образования Республики Башкортостан размещены Рекомендации по организации работы по изучению родных языков и башкирского языка как государственного языка Республики Башкортостан.

Рекомендации по организации работы по изучению родных языков и башкирского языка как государственного языка Республики Башкортостан
1. Обучение на родном языке и изучение родного языка.
Статьей 68 (п. 3) Конституции Российской Федерации гарантируется «... всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития». Статьей 54 Конституции Республики Башкортостан установлено, что Республика Башкортостан гарантирует равные права на сохранение родного языка народам, проживающим на ее территории, создает возможности для его свободного изучения и развития.
В соответствии с п.4 статьи 14 03-273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЭ-273) граждане РФ имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании.
Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования.
В п. 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 года №1807-1 «О языках народов Российской Федерации» также говорится о том,
что граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Согласно п. З статьи 9 данного Закона право выбора образовательного учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения детей принадлежит родителям или лицам, их заменяющим в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Родители (законные представители) обучающегося при поступлении ребенка в образовательную организацию знакомятся с Уставом, образовательной программой, локальными актами организации, тем самым выражают свое согласие на условия обучения в данной организации.
Согласно п.6 ч. 1 ст.9 273-Ф3 закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования, с целью учета всех детей, проживающих на данной территории и подлежащих обучению в образовательных организациях, для реализации прав детей на получение образования.
В соответствии с п. 7 статьи 12, ч. 6 п. 3 статьи 28 Ф3-273 организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы, в том числе и учебные планы, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
В целях реализации права обучающихся на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в инвариантной части учебного плана предусмотрена обязательная предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» - для начального общего образования и «Родной язык и родная литература» - для основного общего образования.
Предметная область Родной язык и литературное чтение на родном языке» («Родной язык и родная литература») включает в себя два учебных предмета: «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке» / «Родная литература», которые изучаются как отдельные учебные предметы.
В 9–11-х классах продолжают действовать государственные образовательные стандарты 2004 года, утвержденные приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (далее - Г0С-2004), а также нормы приказа Минобрнауки РФ от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», в части, не противоречащей Ф3-273.
В Республике Башкортостан на основе федерального базисного учебного плана разработаны региональные базисные и примерные учебные планы по программам основного и среднего общего образования (утверждены на заседании Коллегии Министерства образования Республики Башкортостан, протокол №4 от 04.08.2017г.).
В соответствии с региональными базисными учебными планами основного и среднего общего образования реализация права обучающихся на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации возможна в рамках преподавания и изучения предмета «Родной язык и литература».
Родители (законные представители) обучающихся согласно пункта 1 части 3 статьи 44 ФЗ-273 имеют право на выбор родного языка для изучения из числа языков народов Российской Федерации. Выбор осуществляется из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Подтверждением мнения обучающихся и их родителей (законных представителей) является их письменное заявление. Сроки оформления заявлений (на период реализации образовательной программы ОО соответствующего уровня или на учебный год) регламентируются локальнымактом образовательной организации по языкам образования.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Ф3-273 проект учебного плана согласовывается с коллегиальным органом управления образовательной организации и оформляется в виде протокола.
2. Изучение башкирского языка как государственного языка Республики Башкортостан
Согласно части 3 статьи 14 Ф3-273 в государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик РФ в соответствии с законодательством республик РФ. Преподавание и изучение государственных языков республик РФ, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. Преподавание и изучение государственных языков республик РФ не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка РФ.
На основании пункта 19.3 ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 6.10.2009г. №373; пункта 18.3.1 ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. №1897; пункта 18.3.1 ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012г. №413 учебные планы обеспечивают преподавание и изучение государственного языка РФ, возможность преподавания и изучения государственных языков республик РФ и родного языка из числа языков народов РФ, а также устанавливают количество часов, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.
В соответствии с частью 3 статьи 44 ФЗ-273 родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого образовательной организацией.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ от 6.12.2017г. №08-2595 в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, образовательная организация с учетом интересов и запросов обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся может усилить (углубить, расширить) преподавание тех или иных учебных предметов из обязательной части учебного плана, ввести новые учебные предметы, в том числе государственные языки республик РФ.
Государственные языки республик РФ могут изучаться в объеме до 2-х часов в неделю.
Для обучающихся, не выбравших для изучения башкирский язык как государственный язык Республики Башкортостан, могут быть предложены предметы краеведческой направленности, учебные курсы, обеспечивающие этнокультурные интересы обучающихся, обучение по которым может осуществляться на государственном языке РФ, государственных языках республик РФ или родном языке по выбору родителей (законных представителей).
Преподавание и изучение государственных языков республик РФ обеспечивается на добровольной основе по заявлению родителей (законных представителей) обучающихся. Подтверждением мнения обучающихся и их родителей (законных представителей) является их письменное заявление.
Сроки (на период реализации образовательной программы ОО соответствующего уровня или на учебный год) оформления заявлений регламентируются локальным актом образовательной организации по языкам образования.
В соответствии с частью 3 статьи 30 ФЗ-273 проект учебного плана согласовывается с коллегиальным органом управления образовательной организации и оформляется в виде протокола.
3. Изучение родных языков в организациях дополнительного образования, в том числе в воскресных школах.
Основные цели и задачи дополнительного образования детей определены в концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 года №1726-р.
Согласно п. 4 статьи 12 ФЗ-273 к дополнительным общеобразовательным программам относятся дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008.
Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (п. 4 ст. 75 273-Ф3).
Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации и (или) на государственных языках республик, находящихся в составе РФ, и языках народов РФ.
Занятия могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристко-краеведческой, социально-педагогической).
Количество учащихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Педагогами дополнительного образования могут разрабатываться авторские и модифицированные образовательные программы по изучению родных языков.
Модифицированные программы - это программы, разработанные на основе примерных, но вносящие изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и другие.
Авторские программы - программы обучения, не имеющие аналогов. Они основаны на авторской концепции построения содержания учебного курса по данному предмету. Включение авторской программы в образовательный процесс организации предполагает проведение следующих процедур:
1. Рецензирование. Рецензии выдаются как научными или методическими учреждениями, так и отдельными специалистами по профилю программы. В практике используются внутренние и внешние формы экспертизы. Обсуждение авторской программы на заседании методического совета образовательной организации или на заседании методического объединения является формой внутренней экспертизы. Рецензирование научными или методическими учреждениями, специалистами, работающими в данной предметной области, является формой внешней экспертизы. Возможно получение нескольких рецензий, особенно в том случае, когда предлагаемый учебный курс носит интегрированный характер.
2. Апробация. Включению авторской программы в образовательный процесс организации должно предшествовать ее экспериментальное изучение, то есть апробация. В ходе апробации могут вноситься рекомендации по совершенствованию программы. По итогам апробации оценивается эффективность программы, определяется целесообразность ее дальнейшего использования.
3. Утверждение. Утверждение программ осуществляется после получения положительных экспертных заключений (рецензий) и положительного результата апробации. Авторская программа утверждается руководителем образовательной организации. Если рецензии содержат замечания или при апробации программы выявлены недостатки, то она утверждается после устранения замечаний.
Авторская программа может быть рассмотрена Экспертным советом методических сообществ, служб, организаций. При положительном заключении программа может быть предложена для использования в других образовательных организациях.

Министерство образования РБ.