Редакция журнала «Башҡортостан уҡытыусыһы» - филиал ГУПРБ Издательский дом «Республика Башкортостан»
» » Исследовательская деятельность обучающихся как фактор развития личности
Исследовательская деятельность обучающихся как фактор развития личности

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность. Она как образовательная технология направлена на приобщение обучающихся к активным формам получения знаний.

Практика образования показывает, что исследовательская деятельность в ходе обучения закладывает основу для дальнейшего самоопределения и саморазвития личности, так как эта деятельность основана на естественном стремлении каждого человека с момента рождения к самостоятельному изучению окружающего мира.
В нашей школе активно работает Научное общество обучающихся, целью которого является включение в научно-исследовательскую деятельность способных учеников, развитие их интересов, обучение работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
Для выявления и развития способных обучающихся важным фактором, наряду с другими, является компетентность педагога. В школе все педагоги имеют профессиональное образование и необходимую квалификацию, способны к инновационной профессиональной деятель­ности, обладают необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию. В компетентность учителя входит осуществление обучения и воспитания обучающихся, использование современных образовательных, в том числе информационно-коммуникационных технологий обучения, способность эффективно применять учебно-методические, информационные и иные ресурсы, постоянно развиваться в профессиональном отношении.
Ежегодно исследовательские работы обучающихся презентуются сначала на школьном этапе. Наиболее успешные работы рекомендуются для участия на муниципальном этапе научно-практической конференции (НПК) обучающихся «Открытие».
Ещё недавно работа в данном направлении была преимущественно внеклассной и осуществлялась на предметных кружках во внеурочное время. Сегодня, в связи с введением ФГОС, имеем широкие возможности проводить исследования и на уроках.
Для развития исследовательской деятельности школа в течение трех лет сотрудничала с Зауральским филиалом Башкирского государственного аграрного университета, Центром выявления и развития одаренности детей Института развития образования РБ. В данный момент активно ведем работу с Республиканским детским эколого-биологическим центром.
Опыт показывает, что наиболее эффективно исследовательская работа осуществляется при помощи организованных форм, когда ученик в соответствии со своей профессиональной направленностью избирает в начале года тему исследования и разрабатывает ее вместе со своим руководителем. Совместная работа учителя и ученика над исследовательской работой – это не однодневный труд, а ежедневная работа в течение длительного времени.
Члены общества принимают активное участие в научно-практических конференциях школьного, районного, республиканского и всероссийского этапов.
Юные исследователи не ограничиваются перечислением основных фактов в своих работах, поэтому качество выполненных работ отличается содержательностью и исследовательским характером.
Сравнительный анализ показал не просто увеличение числа обучающихся, занимающихся исследовательской деятельностью на школьном и районном уровнях, но и результативность участия на таких республиканских и всероссийских этапах НПК, как «Юннат», «Чистая наука», «Дорогами Отечества», «Наука. Образование. Профессия» и т.д.
Так, обучающиеся XI класса Полякова А., Гайнитдинова Л. выступили с работой «Введение зернобобовой культуры нут в севооборот с целью повышения урожайности пшеницы твердого сорта «Безенчукская – 200» на региональном конкурсе «Юннат – 2017» в г. Уфа, стали победителями и участвовали на Всероссийском конкурсе «Юннат» в г. Москва. Также эти ученицы с работой «Изучение эколого-биологических и хозяйственных особенностей зернобобовой культуры сеи (семейство бобовые), нута белого (Cicerarietinum) сорта «Приво – I», в условиях степной зоны Зауралья» заняли II место в V открытой региональной НПК молодых исследователей «Наука. Образование. Профессия» в г. Стерлитамак (руководитель – М.В. Костюкова). Шарабасова С. в региональном конкурсе «Юннат – 2017» с работой «Влияние сроков посева на урожайность нута сорта «Приво – I» в условиях степной зоны Зауралья» заняла III место в номинации «Полеводство» (руководитель – М.В. Костюкова). Ученица VIII класса Усатая К. с работой «Холм «Белка» – чудо природы» стала дипломантом республиканского конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся «Дорогами Оте­чества» (руководитель – Л.Г. Бикбова). Выпускница Ульябаева Г. со своей исследовательской работой «Формирование основ экономической компетентности на уроках физики» заняла III место в НПК «Чистая наука» в г. Уфа (руководитель – Р.Ф. Газизова).
Выпускницы Султангулова Г., Каримова Ю., Ульябаева Г. продолжают заниматься исследовательской работой в стенах вуза. Принимают участие в различных межвузовских научно-практических конференциях.
По мнению родителей обучающихся школы с. Уфимский, участие в НПК дает возможность раскрыть весь имеющийся потенциал, способствует развитию познавательных, творческих, индивидуальных навыков в соответствии с образовательными стандартами нового поколения.
Таким образом, исследовательская деятельность является одним из самых результативных педагогических методов формирования и развития универсальных учебных действий.
Р.Ф. ГАЗИЗОВА,
заместитель директора СОШ с. Уфимский Хайбуллинского района