Редакция журнала «Башҡортостан уҡытыусыһы» - филиал ГУПРБ Издательский дом «Республика Башкортостан»
» » От буквы к слову, или какими профессиями славен российский народ (Интегрированный урок, V класс)
От буквы к слову, или какими профессиями славен российский народ (Интегрированный урок, V класс)

Л.К. Муллагалиева,
доцент БГПУ им. М. Акмуллы, кандидат педагогических наук,
лауреат премии Правительства РФ в области образования

Стихотворение детской поэтессы Ирины Токмаковой «Букваринск» до сих пор еще не было предметом пристального рассмотрения специалистов по лингводидактике в качестве прецедентного текста; немногие методисты и учителя русского языка используют это стихотворение как учебный материал. Так, в учебнике «Русский язык» (автор А. Рудяков) на примере произведения «Букваринск» исследуются лишь интона­ционные возможности русского слова. Учитель русского языка О.А. Дудкина, разместившая в сети Интернет разработку урока в 4 классе по теме «Тер­пение и труд», акцентирует внимание учащихся только на профориентационных возможностях этого текста, оставляя в стороне красоту поэтического слова.
Мы покажем, как можно комплексно поработать над этим поэтическим тексто­­м, решив самые разнообразные задачи: от совершенствования лингвис­тической и лингвокультурологической компетенции учащихся до важнейшей задачи профориентации школьников еще в среднем звене, что может качественно улучшить и облегчить процесс выбора профессии в старших классах. С помощью поэтического текста И. Токмаковой «Букваринск» можно успешно решить задачу органичного включения в материал урока русского языка краеведческого материала (валяние шерсти как художественный промысел народов Башкортостана).
Цели урока. Совершенствование лингвистической компетенции:
– развивать связную устную речь;
– повторить изученное по темам «Имя существительное», «Имя прилагательное», повторить сведения по орфографии: правописание НЕ с прилагательными, Н и НН в суффиксах, О-Ё после шипящих, прописная и строчная буква;
– повторить сведения по лексике: ус­та­ревшие слова, профессиональная лекси­ка, имена собственные и нарицательные;
– приложение как особое определение, согласованные и несогласованные определения;
– знаки препинания при однородных членах предложения, деепричастном обороте.
Совершенствование общекультурной и лингвокультурологической компетенции, воспитание положительных человеческих качеств:
– содействовать профориентации школьников, рассказывая о существующих и вышедших из обихода профес­сиях;
– воспитывать уважение к людям труда, терпение и терпимость,
– воспитывать любовь к русскому слову, алфавиту, истории языка;
– показать, что гармоничное сосуществование представителей разных народов, языков, взглядов и профессий возможно, и основой для этого является созидательный труд на благо общества;
– вызвать интерес к художественным промыслам народов России, интерес к своей будущей профессии.
Оборудование: интерактивная доска, на которой с помощью проектора иллюстрируются атрибуты различных профессий, фрагменты словарных статей из словарей устаревших слов, толковых словарей («бочар», «валяльщик», «дробильщик», «ефрейтор», «жестянщик», «красильщик», «лудильщик», «баталист», «цимбалист» и т.д.); творения представителей разных профессий (изделия из войлока, гончарные изделия, обувь и одеж­да и другие).
Учитель. Сегодня мы будем работать со стихотворением известной поэтессы Ирины Токмаковой «Букваринск». Её стихи вам когда-то читали мамы и папы. Первая задача для вас: внимательно послушайте и ответьте, какие мысли и чувства вызывает у вас это стихотворение?
Учитель выразительно читает стихотворение. Параллельно учащиеся читают его на интерактивной доске.
Был на речке на Чернильной 
Город маленький, не пыльный, 
С незапамятных времён 
Букваринском звался он. 
Там, не ведая невзгод, 
Очень славный жил народ: 
Хлебосольный, 
Незлобивый, 
Дружный и трудолюбивый. 
А — аптекарь, 
Б — бочар, 
В — валяльщик, 
Г — гончар,
Д — дробильщик здоровенный, 
Е — ефрейтор, он военный, 
Ж — жестянщик-простачок, 
З — закройщик-старичок, 
И — историк бородатый, 
К — красильщик франтоватый, 
Л — лудильщик, 
М — маляр, 
Н — носильщик, 
О — овчар, 
П — писатель, 
Р — радист, 
С — сапожник, 
Т — турист, 
У — бесстрашный укротитель, 
Ф — чудак фотолюбитель, 
Х — художник-баталист, 
Ц — известный цимбалист, 
Ч — чудесный часовщик, 
Ш — шофёр, большой шутник, 
Щ — щенок его Букетик, 
Э — электрик-энергетик, 
Ю — юрист, 
а дальше 
Я — это я, мои друзья!
Учащиеся делятся первыми впечатлениями. «Стихотворение понравилось, потому что оно доброе, складно звучит», «Сразу представил себе городок Букваринск с его маленькими добрыми жителями, трудятся не покладая рук», «Удивился, как красиво и в рифму можно рассказать о профессиях и занятиях, правда, не все слова мне были понятны», «Здесь часто звучит частица НЕ с прилагательными, наверное, сегодня урок повторения», «Много профессий, каких я вообще не знаю, а профессий программиста или менеджера, широко распространенных сейчас, я не услышал»…
Учитель. Действительно, это доброе и красивое стихотворение, наполненное любовью к простым людям – труженикам.
Каким вы представили себе город Букваринск? Дети фантазируют, что это небольшой город с красивыми одно- и двухэтажными домами, с ажурными балконами, на каждом доме – флюгеры с разными буквами алфавита. Много цветов, уютных двориков, живописных фонтанов. Жители Букваринска улыбчивы и добродушны.
Учитель обращает внимание, что автор строит поэтическую строку особым образом: они разворачивает свою мысль от Буквы к Слову. Буквы русского алфавита дали жизнь словам-названиям профессий, существующим сейчас или вышедшим из обихода.
При этом не все буквы русского алфавита стали началом слов, называющих профессии. На какие буквы профессий нет? Учащиеся отмечают, что нет слов, начинающихся с букв Ё, Й, Ь, Ъ.
Учитель указывает, как важно прояснить смысл непонятных слов: «Ребята, обратимся к словарям. Нам понадобятся толковые словари, словари профессий, словарь устаревших слов». На интерактивной доске даны толкования слов-названий профессий и ремесел. Учащиеся читают, правильно ставят ударение в словах.
Учитель. Попробуйте без словаря прояс­нить этимологию слов – названий профессий.
Бочар – от бочка, валяльщик – от валять, дробильщик – от дробить, жес­тянщик – от жесть, овчар – от овца и другие.
Учитель. От каких частей речи образованы существительные-названия профессий? В каких случаях такие существительные образуются с помощью суффикса ЩИК, а в каких ЛЬИК? Происхождение каких слов трудно объяснить без этимологического словаря? (Ефрейтор, цимбалист.) Проясните их происхождение по этимологическому словарю или словарю иностранных слов. Так, по этимологическому словарю Макса Фасмера, ефрей­тор – из немецкого языка: Gefreiter «освобожденный (от некоторых обязанностей рядового)».
Учитель обращает внимание на правописание слов. Какие орфограммы есть в словах-названиях профессий? Сгруппируйте их по типам орфограмм (безударные гласные в корне слова, И-ы после Ц, гласные после шипящих и т.д.). Запи­сываем слова и объясняем их написание.
•Какие орфограммы вам еще встретились в тексте? НЕ с различными час­тями речи. Объясните правописание «незлобивый», «непыльный», «не ведая невзгод» и другие.
Далее класс работает по предложенным учителем вопросам.
•Как вы понимаете выражение «хлебосольный народ»?
Это народ радушный, открытый, гос­теприимный, любящий хорошо и вкусно угостить путешественника.
•Какие еще слова, кроме рассмотрен­ных нами выше, являются названиями профессий? А какие называют занятия? (Ôотолюбитель, турист и т.д.). Каких про­фессий нет в стихотворении? А какие широко популярны сейчас? Какие из них вам нравятся? Какие профессии у ваших родителей?
•На какие группы по смыслу можно поделить слова, называющие занятия и профессии (люди, которые производят товары (бочар, валяльщик и другие), и люди, которые обслуживают население (например, аптекарь, юрист). Есть те, кто производят «интеллектуальные» товары – историк, писатель и другие.
•Творения представителей каких профессий вы видели и пользуетесь в обычной жизни? Рассматриваем произведения их труда.
Гончар – экологичная глиняная посуд­­а. Валяльщик – теплые валенки (валеные сапоги), самобытные ковры, паласы, панно из шерсти. Закройщик – красивая одежда. Красильщик – яркие ткани. Маляр – покрашенные стены в классе. Часовщик – хорошо работающие часы и т.д. Писатель – гуманные рассказы, которые учат добру и справедливости. Сапожник – удобная обувь.
Валяние шерсти (фелтинг) – это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создается рисунок на ткани или войлоке, объемные игрушки, панно, предметы одежды. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться (образовывать войлок). Валяние шерсти является художественным промыслом народов Башкортостана.
Выступление учащихся о валянии шерсти в Башкортостане с демонстрацией фотографий и изделий из войлока.
Учитель. Теперь читаем текст стихотворения еще раз, объясняя знаки препинания. Какова роль приложений в текст­е, в характеристике профессий (жестянщик-простачок и другие)?
Домашнее задание. Подготовьте развернутый доклад об одной из профессий, прозвучавших в тексте (на выбор) или вызывающих особый интерес. Подготовьтесь к словарному диктанту по текст­у И. Токмаковой.
Нарисуйте Букваринск, как вы его представили.
Создайте эссе на темы:
«В чем секрет успеха и процветания жителей Букваринска, чему можно поучиться у его мастеров?»;
«Можно ли назвать город Букваринск прообразом Башкортостана с его мирным сосуществованием представителей разных этносов, культур, языков, профессий?».
Объем эссе 1 – 1,5 страницы.
Можно предложить учащимся создать творческий проект на тем: «Профессии моей семьи», проследив 3 – 4 поколения родственников вашей семьи.