Редакция журнала «Башҡортостан уҡытыусыһы» - филиал ГУПРБ Издательский дом «Республика Башкортостан»
» » Использование электронно‑образовательных технологий при проведении внеклассного чтения
Использование электронно‑образовательных технологий при проведении внеклассного чтения


З.М. ВАЛИАХМЕТОВА,
учитель гимназии №2 с. Бураево Бураевского района



Утвержденная «Концепция развития образования в Республике Башкортостан на период 2015 – 2020 годов» ориентирована на решение наименее проработанных вопросов, связанных с развитием электронного образования, и призвана придать необходимый стимул модернизации системы образования.
Одним из инновационных направлений в работе гимназии №2 с. Бураево является создание электронно‑образовательной среды. Второй год на базе нашей гимназии реализуется программа Республиканской инновационной площадки «Создание электронно‑образовательной среды для работы с одаренными детьми».
В своей педагогической деятельности широко использую возможности персонального образовательного сайта. Размещенные материалы учебных кейсов и WEB‑квестов, Online‑диктантов, тестов, кроссвордов и головоломок с использованием программы Online Test Pad, дидактические упражнения, учебные материалы для внеклассных занятий по русскому языку и литературе оказывают большую помощь в работе по развитию устной и письменной речи, способствуют повышению у обучающихся интереса к предмету.
На базе Интернет‑портала гимназии и персональных сайтов учителей проводятся районные и межрайонные дистанционные предметные недели, олимпиады, интеллектуальные марафоны. По русскому языку и литературе в 2015/2016 учебном году организовали и провели среди обучающихся V – VI классов школ Бураевского района дистанционную Эвристическую олимпиаду, в 2016/2017 учебном году было организовано межрайонное онлайн‑тестирование по русскому языку и литературе – мероприятие, основанное на организации деятельности с использованием Интернет‑технологий, предполагающее выполнение обучающимися тестов в онлайн‑режиме. В данном мероприятии приняли участие обучающиеся Бураевского, Мишкинского и Балтачевского районов.
Использование электронно‑образовательных технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучения. Все активнее на уроках русского языка и литературы мы применяем мобильное приложение Plickers для Android‑смартфонов с QR‑кодами.
Активно использую в своей практике интерактивное обучение с помощью дистанционных технологий на базе модульной обучающей системы «Moodle», создала обучающие курсы по внеклассному чтению для VI – VII классов.
С целью развития у обучающихся устной речи, умения высказываться, выражать свое мнение, обращаюсь к программе Skype, которая позволяет свободно общаться между собой на расстоянии. Подобная работа практикуется и другими учителями нашей гимназии. Данная программа позволяет организовать живое общение с другими носителями языка. В технологии  Skype‑общения может участвовать до девяти участников одновременно, а текстовой Skype‑чат может объединить до 100 человек.
Совместно с лицеем №1 Мишкинского района Республики Башкортостан было проведено внеклассное занятие по литературе, по произведению «Маленький принц» Антуана де Сент‑Экзюпери, посвященное году экологии, с использованием технологии Skype‑общения, что позволило обучающимся не только анализировать произведение, но и общаться со сверстниками, поделиться знаниями.
Тема урока. «От экологии природы к экологии души» по произведению Антуана де Сент‑Экзюпери «Маленький принц».
Цель. Создать условия для анализа сказки «Маленький принц»  Антуана де Сент‑Экзюпери, показать связь экологии природы с экологией души.
Планируемые результаты:
– предметные: ввести в творческую лабораторию французского писателя Антуана де Сент‑Экзюпери, организовать работу по восприятию сказки для взрослых и осмыслению философских и эстетических проблем произведения, создать условия для развития читательского интереса обучающихся, выявить общности гуманистических тенденций в жизни и литературе;
личностные УУД: совершенствование духовно‑нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к культуре других народов; использование для решения познавательных задач различных источников информации;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Тип занятия: внеклассное чтение.
Целевая аудитория: VI класс.
Техническое обеспечение: компьютер, оснащенный программой Skype‑проектор; экран, интерактивная доска, презентация.
Ход занятия
Учитель. Здравствуйте, учащиеся, уважаемые гости! Сегодняшнее занятие по литературе пройдет у нас в дистанционной форме. Тема занятия – «От экологии природы к экологии души».
Просмотр фильма. Ученики читают стихотворение.
Ученик 1.
Природу мы так рьяно покоряем,
Уродуя творение творца,
Долбим, сверлим, копаем, ковыряем
И травим, и взрываем без конца.
Безумие свое реализуя,
Давно уж мирозданию хамим,
Давно во всю галактику газуем,
Давно на всю Вселенную дымим.
Учитель. О чем этот ролик? Какая проблема поднимается? (Проблема взаимоотношений человека и земли, человека и природы.)
Сегодня мы с вами попытаемся понять: какая связь между экологией природы и экологией души; зависит ли состояние окружающей среды от нас, землян, от нашей экологической образованности, экологической культуры, душевных качеств. Что такое экология?
Экология – наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и окружающей средой. Эти связи образуют сложную систему, которую мы называем жизнь на земле.
Ровно сто лет прошло с тех пор, как 11 января 1917 года на берегу озера Байкал был основан первый в истории России общегосударственный заповедник – Баргузинский (Республика Бурятия). Заповедник был организован с целью охраны редкого баргузинского соболя. 2017 год также объявлен в России Годом особо охраняемых природных территорий.
Учитель. За всю историю своего существования человек относится к природе потребительски, нещадно эксплуатируя ее. Это не могло не сказаться на состоянии окружающей среды. Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах.
Писателям, поэтам, журналистам в борьбе с экологическими катастрофами, в борьбе за осознание человеком своего родства с природой принадлежит ведущая роль. Написано очень много произведений, посвященных природе, земле, где автор не только восхищается и гордится красотой окружающего мира, но и переживает за его судьбу.
Послушайте стихотворение Роберта Рождественского «Монолог Царя зверей». Определите, что тревожит царя зверей, к кому он обращается?
Ученики читают стихотворение Роберта Рождественского «Монолог Царя зверей».
Учитель. О чем заставляет задуматься? (Ответы учащихся.) «Для того, чтобы жить, человеку нужно солнце, свобода и маленький цветок». Из какого произведения данные строки? Кто является автором? Давайте поближе познакомимся с этим писателем.
Выступление ученика.
Учитель. Кто является главным героем сказки? Каким вы представляете Маленького принца? Нарисуйте его портрет словами.
Где живет Маленький принц? Чем он занимается? Что он говорит? («Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».)
Учитель. Баобабы. Чем они опасны? Что-то есть на нашей планете, похожее на них? Что подразумевает автор под баобабами?
На этой планете принц один? Что еще здесь есть? Как ухаживает принц за своим цветком? Кем является роза для маленького принца? Мы хотим вам показать отрывок из сказки. Посмотрите, пожалуйста.
Просмотр фильма.
Маленький принц, увидев сад с многочисленными розами, упал в траву и заплакал. Почему? (Он разочаровывается в своей розе. Значит, роза его обманывала, утверждая, что она единственная.)
Учитель. Кто появляется перед принцем в тяжелую минуту разочарования? Кем для Маленького принца является лис, а для лиса – Маленький принц? (Принц для него один из тысячи других маленьких мальчиков, как и он для принца, лишь обыкновенная лиса.) Они ведь еще друг друга не знают хорошо. Чтобы стать единственным для кого‑то, что нужно сделать? Какой секрет открывает Лис для Маленького принца?
«Ты будешь для меня единственным в целом свете… если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги стану различать среди тысяч других».
Учитель. Что значит приручить?
Что осознал Маленький принц, почему он хочет обратно на свою планету? Как думаете, изменилась ли планета Маленького принца во время его отсутствия, и что стало с его розой?
 Ведь у этой планеты нет никого кроме Маленького принца, который сможет защитить и сохранить ее.
Учитель. Как думаете, правильно ли поступил Маленький принц, покинув свою планету и розу, которые нуждаются в нем. После каких слов Лиса Маленький принц понял, что ему необходимо вернуться к розе.
Учитель. Чему учит книга Антуана де Сент‑Экзюпери? А кто несет ответственность за нашу планету Земля? Но все ли это понимают? Давайте послушаем стихотворение Сергея Михалкова «Прогулка». Почему кто‑то ответственно относится к природе, кто‑то, наоборот, загрязняет? (От воспитания, от душевного состояния.)
Вот мы и открываем понятие «экология души». Мы двигаемся и делаем все под руководством нашей души. У нас все получается только тогда, когда мы делаем с душой. И отношение к природе тоже зависит от нашего внутреннего мира.
«Начни с себя!»
Учитель. Что это значит? Как вы это понимаете?
Только в том случае, если каждый из нас будет бережно относиться к планете, как Маленький принц, она будет процветать.
Подведение итогов.
Учитель. Да, наша планета в наших руках. Она будет процветать, если мы трепетно будем относиться к ней.
Таким образом, использование Интернет‑технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития детей. Они готовы к получению образования с помощью современных дистанционных технологий.