Редакция журнала «Башҡортостан уҡытыусыһы» - филиал ГУПРБ Издательский дом «Республика Башкортостан»
» » Благословляя судьбу учительскую, или Работа, воспитывающая душу
Благословляя судьбу учительскую, или Работа, воспитывающая душу

Э.С. УШАКОВА,
ветеран педагогического труда, лауреат журналов «Башҡортостан уҡытыусыһы» и «Литература в школе»


«Вы пройдете как по маслу!», – этими словами заведующий кафедрой русского языка Башкирского государственного университета Н.С. Дмитриевой на собеседовании после вступительных экзаменов началась моя студенческая жизнь. Оценкой «отлично», которую поставил за дипломную работу «Башкирская тематика в произведениях Д.Н. Мамина-Сибиряка» сам М.Г. Рахимкулов, закончилась моя студенческая жизнь. Были в ней учебный труд и радость, незабываемая фольклорная практика и студенческие отряды, посещения оперного театра и филармонии.
Моим кумиром в годы учебы и в годы работы в школе (я работала в Уфимском районе: в Конезаводе 119, Старых Черкассах) была строгий, требовательный преподаватель Н.С. Дмитриева. Обращалась она к липецкому методу, который в те годы применялся в школах;  использовала материалы из российских, башкирских методических журналов по русскому языку и литературе и некоторых союзных республик; новые знания, полученные на курсах повышения квалификации, – все это помогало мне в работе. Чтобы учение было с увлечением, обязательно включала занимательные игры, часто – деловые игры. Почти каждый день проводил дополнительные занятия по работе над ошибками. «Смог сам – помоги товарищу», – под таким девизом они проходили.
В Конезаводской школе и Старых Черкассах мои классы я называла «золотыми». Ребята стоили этих слов за прекрасные человеческие качества. Была я и классным руководителем. Мне нравилось видеть радостные и удивленные глаза моих учеников не только на уроках, поэтому иногда их ожидали сюрпризы: то елка с игрушками, конфетами, баранками на льду озера под Новый год, то сбор моих ребят по азбуке Морзе, то поход на фильм по пройденному на уроке произведению, дальнейшее обсуждение и сопоставление их.
Сильное ухудшение зрения вынудило меня перейти на другую работу: стала работать в методическом отделе Центральной библиотеки Уфы. Занималась, помимо обычной работы, разработками литературно-музыкальных композиций, литературных вечеров для массовых библиотек. По итогам конкурса на лучшую композицию к юбилею А.Блока методический отдел Республиканской библиотеки признал мою работу лучшей. В те годы сделала разработки для учителей, посвященные известным педагогам А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинскому, Я. Корчаку и другим.
Одиннадцать уроков внеклассного чтения были напечатаны в журнале «Башҡортостан уҡытыусыһы» («Учитель Башкортостана»). В 2010 году я стала лауреатом премии этого журнала. По ним проводила уроки внеклассного чтения и иные мероприятия. В моем становлении как автора огромную роль сыграл наш учительский журнал.
Особенно тесной работа была с гимназией №111 (с классами Н.Н. Охотниковой), со школами №98, №85, лицеем №48, с Республиканским башкирским лицеем-интернатом. Я использовала интересную форму – учащиеся одних школ выступали с инсценировками перед учениками коррекционных школ №59 и №92. В детской больнице №17 проводила занимательные уроки по русскому языку и литературе и другие мероприятия.
Для разработок, как правило, я брала произведения, связанные с вопросами нравственности. Одна учительница обратилась с просьбой сделать для ее класса разработки уроков внеклассного чтения по произведениям классиков, с тем, чтобы ее ученики стали заботливее, добрее и уважительнее к окружающим. И это привело к успеху.
Работая в библиотеке, я занялась разработкой уроков внеклассного чтения по рассказам современного классика Б.П. Екимова. Три урока напечатаны в журнале «Литература в школе»: по рассказам «Подарок», «Фетисыч», «Возвращение». А в 2014 году я стала лауреатом этого российского журнала.
В ряде школ я провела уроки внеклассного чтения по семи рассказам этого автора. Произведения Б.П. Екимова – огромная сила, воспитывающая человека. Именно поэтому эго рассказ «Фетисыч» включен сегодня в школьную программу, а рассказ «Подарок» Институтом развития образования РБ рекомендован для факультативных занятий в школах. Там я провела мастер-класс по рассказу «Возвращение» для учителей-словесников на курсах повышения квалификации учителей-филологов. В 2013 году я участвовала в интернет-мосте с библиотекарями города Калач-на-Дону и Волгоградской области. К этому мероприятию подготовила учеников IX и XIклассов школы №85.
В конце июля нынешнего года я была приглашена (как популяризатор произведений Б. Екимова) на Всероссийский форум молодых педагогов, проходивший в Волгограде. Цель Школы молодого педагога – «ДОН: достоинство, оптимизм, новаторство» – популяризация профессии учителя, повышение уровня компетенции молодых специалистов. Места проведения форума – Волгоград, Пятиморск, Серафимовичский район.
Жили, работали и общались участники в течение нескольких дней на базе отдыха «Донские зори». Четвертый день был «Екимовским»: лекции «методика преподавания Б. Екимова в школе», уроки-исследования, обмен опытом, мастер-классы. Творческая встреча с самим писателем. Он дарил книги, давал интервью, читал свое произведение. Работали творческие мастерские по созданию видеофрагментов по его произведениям, Екимовский кинофестиваль «Проснется день».
Рекомендую прочитать замечательную повесть Б. Екимова «Осень в Задонье». Повесть о земле и людях – мощное, реалистичное произведение, с вниманием к человеку, с глубоким состраданием к нему.