Редакция журнала «Башҡортостан уҡытыусыһы» - филиал ГУПРБ Издательский дом «Республика Башкортостан»
» » Я – учитель: моя Вселенная и ее звезды (Эссе)
Я – учитель: моя Вселенная и ее звезды (Эссе)

Е.А. КУДРИНА, учитель школы №1 с. Бакалы Бакалинского района



…если звезды зажигают,
значит, это кому‑нибудь нужно?

В. Маяковский

«А годы летят, наши годы, как птицы, летят, и некогда нам оглянуться назад…». С этими строками у меня свои ассоциации: это о судьбе учителя поется в песне! Работая с детьми, окунаясь в захватывающий водоворот школьной жизни, мы порой перестаем ощущать течение времени, забываем о возрасте. Но иногда наступает такой момент, когда хочется остановиться и перелистать страницы пережитого…
Мое детство прошло в большой дружной семье. У родителей не было педагогического образования, но именно от них передалась любовь к людям, труду, чтению книг.
– Доченька, а вон те звезды видишь? Образуют созвездие Плеяд. О них есть удивительная легенда…
Мы лежим на сеновале с папой, а над нами – прекрасная сине‑фиолетовая бездна с золотыми переливами маленьких точек – звездочек. И я, затаив дыхание, слушаю очередную захватывающую легенду о сестрах, превратившихся в созвездие. Может быть, тогда в детской душе и зародилась мечта о соприкосновении со звездами, об их «открытии» в бесконечном жизненном пространстве.
Учительская стезя открывает для этого богатые возможности. Наверно, подсознательно понимая это, я выбрала для себя профессию.
Учитель. Строгий и справедливый, внимательный и чуткий, образованный и мудрый… Этот идеал сформировался у меня под влиянием фильмов, книг и, конечно же, моих учителей, на которых хотелось равняться и которым хотелось подражать. К счастью, их было немало. Это и моя первая учительница Мария Саматовна Давлетшина, открывшая нам, малышам, как велик и увлекателен мир знаний. И математик Зоя Прокопьевна Ташева, учившая «проверять алгеброй гармонию». И филологи Рамиля Фаткулбаяновна Ависова и Вера Анатольевна Санникова, показавшие «подводные течения» литературного произведения, глубину и многомерность художественного образа…
Тогда, в пору ученичества, я считала, что учитель – это человек, который дает знания и является примером для своих учеников. А теперь, имея за плечами 16 лет педагогического стажа, как я могла бы уточнить, дополнить это представление?
Прежде всего признаюсь, что в осознании учительской миссии мне помогали ученики. Одна из моих первых воспитанниц озадачила вопросом: «А вы добрая учительница?» А я тогда и не зна­ла, какая… Но очень хотелось не давать детям поводов для разочарования, хоть в какой‑то мере отвечать их чаяниям – о них я узнавала от самих детей. Так, в со­чинении пятиклассницы Адили я про­читала: «Каждый человек на земле мечтает о том, чтобы кто‑то добрый и сильный пришел к нему на помощь в тяжелый час, чтобы он утешил, рассеял беду, улыбнулся и сказал: «Все будет хорошо!».
И я стремлюсь к тому, чтобы мои ученики видели во мне не всезнающего и недосягаемого ментора, а друга, старшего товарища – справедливого и опытного, готового помочь маленькому человеку, жизнь которого не менее, чем жизнь взрослого, трудна и напряженна. Ведь он только начинает свой путь, многого еще не знает, правильные решения ищет путем проб и ошибок… Для него «все так бесконечно ново, так живо все, что иных мертво»! (Н.А. Заболоцкий).
Учитель (я это отчетливо сейчас понимаю!) должен давать детям не только знания, но и немалую часть себя, своей души, сердца… Как здесь не вспомнить к слову девиз В.А. Сухомлинского (и его одноименную книгу) «Сердце отдаю детям!».
Но ведь и другие выдающиеся педагоги разных времен и народов неизменно отмечали, как это важно – любить свое дело и своих учеников. В их числе – швейцарец Иоганн Генрих Песталоцци, русский ученый К.Д. Ушинский, поляк Януш Корчак, итальянка Мария Монтессори, грузин Ш.А. Амонашвили...
В монографии «Основы миропонимания новой эпохи» замечательный философ А.И. Клизовский называет основные черты учителя нашего времени.
Прежде всего учитель должен быть гуманным не только на уроке при передаче знаний – он всегда и во всем должен оберегать детские души. В формировании личности ученика роль учителя не только может, но и должна быть судьбоносной: подлинный наставник передает воспитаннику «ключ» к духовному восхождению – ведущий образ‑идеал, веру в силу одухотворенной мысли и безграничные возможности человека.
Он – подлинный профессионал, кото­рый выступает не транслятором знаний, а наставником, способным одухотворить ум ученика, пробудить у него «лелеющую душу гуманность» (В.Г. Белинский). Такой наставник сможет выполнить свою трудную миссию. Не случайно М.В. Ломоносов утверждал: «…гибкие детей нравы и во все стороны подвижные их страсти добрым воспитанием управ­ляются».
А «воспитуемые» – отнюдь не пешки, не объекты наших педагогических усилий. Они – личности, и в образовательном процессе дети, как и учитель, выступают субъектами. Они, такие разные, одинаково безошибочно определяют фальшь и очень тонко чувствуют искренность и доброжелательность.
Каждый ученик – особый мир. Вот, например, Алина – ее ответы всегда отличаются глубиной мысли, логикой. Денис – его рассуждения оригинальны, в них он умеет связать воедино свои любимые предметы – историю и литературу. Настя – чувствительна, не уверена в себе (прячет глаза), но стоит коснуться струнки, на которую отзывается ее душа, – и девочка расцветает, начинает по‑особому светиться ее взгляд. Один – мечтатель, романтик, другой – интеллектуальный прагматик, третий – поэт, увлеченный стихами, четвертый – бас­кетболист, устремленный к спортивным победам… Все вместе они для меня – чарующая Вселенная со множеством загадок, которые следует разгадать, и открытий, которые предстоит сделать. И как мне иногда сложно с ними и как… интересно!
Но ведь и им должно быть со мной интересно! Поэтому моим педагогическим кредо стал афоризм В.А. Сухомлинского: «Чтобы дать искорку знаний, учителю надо впитать целое море света».
Этот свет я «ловлю» в общении с коллегами и близкими, друзьями и учениками; обретаю его в чтении хороших книг, ищу его в музыке и путешествиях… А еще (наверно, кому‑то это покажется смешным?) я разговариваю со звездами в ночном небе, с ветром, с рекой… И те крупицы мудрости и сокровенных истин, которые мне удается постичь, я несу своим ученикам.
Не секрет, что профессия учителя требует огромного труда, умственных, волевых, эмоциональных усилий. Но оно того стоит: ведь во мне и в моих учениках не иссякает вера в то, что в мире есть красота, свет, «дум высокое стремленье» и что нам дано приумножить их. А вера – это тоже сила. Когда по‑настоящему веришь в себя и свое дело, появляется столько энергии, что можно зажечь на небе новую звезду. Именно так я сознаю сегодня свою педагогическую миссию: я – учитель, я зажигаю звезды, свет которых станет для кого‑то путеводным!
У учителя русского языка и литературы есть, кроме того, еще архиважное предназначение – пробудить потребность в книге. Порой мы стремимся сделать из наших учеников «профессиональных» литературных критиков и литературоведов. Но мне кажется, что литература в школе существует для того, чтобы научить детей читать книгу. Полюбив общение с ней, открыв в себе благодаря ей «чувство добра», человек формируется как личность мыслящая, нравственная, неравнодушная к тому, что происходит вокруг. На уроке литературы образование неразрывно связано с воспитанием! Е.Н. Ильин сравнивал урок литературы с краями замка‑молнии на куртке: с одной стороны – воспитание, а с другой – образование; застегнешь – сольются.
Да, у словесника есть уникальная возможность давать уроки нравственности, опираясь на произведения русской и зарубежной классики. А его внимание и любовь к родному слову, богатство и чистота его речи создают для учеников тот риторический идеал, который «глаголом жжет» и «зовет» за собой. Учитель русского языка и литературы – это обязательно хранитель языка, культуры и мудрости, воплощенной в книгах. Но он не только хранит, но и передает эти ценности тем, кто идет в будущее.
Огромные возможности в обучении школьников дают сегодня информационно‑коммуникационные технологии. Иногда мы сталкиваемся с попытками заменить компьютером учебник, задачник, хрестоматию. Встречаются утверж­де­ния, что даже и самого учителя в скором времени заменят компьютеры. Но они, на мой взгляд, должны не заменять, а дополнять традиционное обучение. Конечно, прослушать по телевидению лекцию знаменитого профессора или познакомиться в интернете с экспозицией всемирно известного музея весьма заманчиво. И, наверно, интереснее, чем изо дня в день сидеть на уроках одного и того же педагога. Но учитель идет на урок с любовью к ученику, с пониманием его проблем и надежд. И ученик охотнее идет на урок к учителю, если понимает, что он учителю нужен, а компьютеру или телевизору – нет.
Разумеется, научно‑технический прогресс остановить невозможно. И техническое оснащение наших учебных аудиторий – это, безусловно, благо. Но позна­ние не должно опережать нравственную готовность к нему общества и каждого человека в отдельности. Думается, учитель может и должен помочь детям познать истину, добро и красоту реальной действительности и противопоставить их виртуальным мирам.
Вот приоритеты и пути‑дороги моей Вселенной, пути‑дороги, на которых каждый день меня ждут ученики – мои звезды.


Литература

1. Ронжина Р.Р. Учить и учиться, или неочевидное вероятно // Образование: традиции и инновации. – 2015. – №2. – С. 79 – 81.
2. Кулешова А.Р. Я – учитель: учить и учиться, удивлять и удивляться // Республиканский конкурс «Учитель года Башкортостана – 2016»: Методические рекомендации для участников / Отв. ред. профессор, д.п.н. В.Н. Гуров . – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2016. – С. 40 – 43.