Редакция журнала «Башҡортостан уҡытыусыһы» - филиал ГУПРБ Издательский дом «Республика Башкортостан»
» » Педагогические идеи В.А. Сухомлинского
Педагогические идеи В.А. Сухомлинского

К.Ш. АХИЯРОВ,
академик МАНПО, член-корреспондент Российской академии
образования, заслуженный учитель школы БАССР,
заслуженный деятель науки РБ и РФ

Имя члена-корреспондента Академии педагогических наук СССР, кандидата педагогических наук, заслуженного учителя Украинской ССР, лауреата Государственной премии Украинской ССР, Героя Социалистического Труда, бывшего директора Павлышской средней школы на Кировоградчине В.А. Сухомлинского известно не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. И вполне объясним интерес руководителей школ, учителей, родителей и всех, кто причастен к благородному делу воспитания подрастающего поколения, к личности, жизненному пути и творческому наследию замечательного педагога.
Выдающийся педагог, прекрасный отец, примерный семьянин, надежный друг и товарищ, который до последней минуты своей жизни изо всех сил трудился, чтобы закончить несколько неоконченных книг. Когда у него спросили: «Что самое главное в вашей жизни?», он переспросил и ответил: «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям». Поэтому свою главную книгу он и назвал «Сердце отдаю детям».
В.А. Сухомлинский – сельский учитель и оригинальный теоретик педагогики, талантливый директор школы, который в 17 лет стал старшим пионер­вожатым, затем учителем младших классов, позже преподавал украинский язык и литературу. После окончания филологического факультета Полтавского педагогического института – того самого, который заканчивал и А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский был назначен завучем в районную среднюю школу в село Онуфриевка.
В начале 1941 года В.А. Сухомлинский призывается в ряды Советской Армии. Успешно заканчивает краткосрочные курсы в военном училище и активно участвует в боевых действиях под Мос­квой, Смоленском в должности политрука. За мужество и храбрость удостоен ордена Красной Звезды, медалей «За отвагу», «За оборону Москвы».
Зимой 1942 года на заснеженном поле у села Клепинино под Ржевом, поднимая свою роту в атаку, коммунист, комиссар В.А. Сухомлинский был тяжело ранен. Врачи, сделав несколько сложных операций, смогли сохранить ему жизнь, спасли от ампутации руку, но извлечь весь смертоносный металл из груди так и не удалось. С этим осколком рядом со своим сердцем он и прожил до 2 сентября 1970 года. Ему было всего 52 года.
Демобилизовавшись из армии, В.А. Сухомлинский становится директором школы в небольшом городке Уве в Удмуртии. После освобождения Украины от немецких захватчиков, возвращается на Родину. На Кировоградчине молодого, но уже достаточно опытного педагога назначают заведующим Онуфриевским роно. Однако он часто и тяжело бо­лел. Поэтому В.А. Сухомлинский про­сит освободить его по состоянию здоровья и назначить директором любой, пусть самой отстающей школы. В конце 1947 года ему предоставляют такую возможность. Он выбирает Павлышскую школу. Конечно, было очень трудно. Приходилось учиться в три смены, а на всю школу была всего одна керосиновая лампа.
С 1948 года по 1970 год – до конца своей жизни – проработал он в этой школе на должности директора. Здесь проявился его талант педагога, руководителя, обнаружилось незаурядное литературно-публицистическое дарование. Многолетние наблюдения, результаты поиска, размышления над актуальными проблемами педагогики В.А. Сухомлинский изложил в своих произведениях. Его перу принадлежит более 40 книг и брошюр, свыше 600 статей и около 12 тысяч сказок, рассказов для детей.
«Процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников – в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний», — подчеркивал он. Он не раз говорил, что нет такого ребенка, который при определенных, целенаправленных усилиях воспитателей не смог бы стать человеком образованным, высоконравственным, трудолюбивым. Глубокая вера в силу воспитания должна стать делом совести каждого учителя, знаменем школы. Вера в силу воспитания делает сердце педагога чувствительным к каждому успеху и неудаче воспитанника, рождает плодотворные сопереживания учителя и ученика. Смысл воспитания педагог видел, прежде всего, в том, чтобы «вырабатывать, оттачивать у человека способность быть воспитываемым». Главное для воспитателя – проникновение в духовный мир воспитуемого. Дети тянутся к тому, кто сам тянется к ним, кто не может жить без них, находит счастье и наслаждение в общении с ним. Там, где есть вера в могучую силу жизни, где никогда не услышишь безнадежного «из него ничего не выйдет», духовная жизнь ученического коллектива имеет неповторимую оптимистическую окраску. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в «воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка. В воспитании все главное – и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе». Он считал необходимым, чтобы в умственном развитии школьников достойное место заняли основы наук о природе и труде, о человеческом мышлении, об искусстве, об обществе и духовной жизни человека, о краеведении.
Учение – это не перекладывание знаний из головы учителя в голову школьника. В.А. Сухомлинский считал, что могучей силой, побуждающей школьника учиться, побуждающей у него интерес к труду, усидчивости, является его вера в самого себя, чувство собственного достоинства.
Всю систему своих педагогических положений, рекомендации В.А. Сухомлинский объединял вокруг вопроса гражданственности. В понятие «гражданственность» педагог включал убежденность, высокую нравственность, со­циа­льную активность, сознательное отношение к труду и общественной собственности, всепроникающие чувства патриотизма и интернационализма, долга и ответственности перед коллективом и обществом. Необходимо, чтобы в каждом уче­нике были высокие гражданские иде­алы, которые побуждали бы его беззаветно служить Родине, народу, и в то же время способствовали расцвету его личных достоинств. Патриотизм начинается с любви к человеку. Патриотом и гражданином может стать только человек с чутким и мужественным сердцем. В практической работе он добивался, чтобы воспитанники понимали нравственный смысл понятий «надо», «можно», «нельзя», чувствовали грань между допустимым и недопустимым, правильным и неправильным, справедливым и несправедливым. Действенный характер патриотического и интернационального воспитания школьников проявился в системе В.А. Сухомлинского и в создании новых традиций: «Праздника матери», «Дня первого снопа», «Праздника первого хлеба».
Воспитание человечности он считал одной из самых важных сторон становления нравственной культуры. Но воспитать человечность невозможно, если в сердце ребенка не утвердилась привязанность к близкому человеку. «Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости — это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности». Ребенок – зеркало нравственной жизни родителей. Самая ценная черта хороших родителей – это душевная доброта матери и отца, их умение делать добро людям. Воспитание чистых благородных чувств – это воспитание, образно говоря, духовной энергии нравственности. Первый страж совести – это добрые чувства, побуждающие к добрым делам.
Благородную мечту юношества о героическом подвиге В.А. Сухомлинский стремился направить в русло созидательного труда.
Он говорил: «Воспитание убеждений невозможно без труда...». Труд для общества, в котором школьники чувствуют себя гражданами и борцами, является важнейшим источником их самосознания. Воспитание в труде педагог рассмат­ривал, прежде всего, как воспитание любви к труду. Педагог пришел к выводу, что чем разнообразнее был труд человека в годы отрочества, ранней юности, тем сознательнее он выбирает специальность, тем ярче раскрываются его индивидуальные наклонности. Труд детей должен иметь как можно больше общего с трудом взрослых. Одним из сильнейших побуждений к физическому труду является значительность цели этого труда. «Чем значительнее замысел, тем с большим интересом выполняется самая простая работа». В книге «Сердце отдаю детям» В.А. Сухомлинский указывал, что труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь школьников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает новое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
Одним их главных правил трудового воспитания В.А. Сухомлинский называл сочетание умственного труда с физическим. «Сочетание физического и умственного труда — это решающее средство воспитания трудолюбия у самых запущенных, обленившихся детей, которых родители никогда не заставляли трудиться», – писал он.
Важнейшим принципом построения режима В.А. Сухомлинский считал правильное чередование труда и отдыха, бодрствования и сна. Педагог придавал большое значение играм, требовал, чтобы ученики регулярно занимались утренней гимнастикой. Человек должен заниматься физкультурой и спортом не только для достижения в соревнованиях, но и для своего физического совершенствования. Силу, закалку, бесстрашие, которые вырабатываются во время соревнований, военных игр, педагог назвал той почвой, на которой произрастают семена благородства.
Из глубины веков пришла к нам истина, которая утвердилась в народной морали: хорошие дети – честь отца и матери, плохие дети – горе, несчастье. Без ответственного отношения родителей к воспитанию нового человека – своих детей – нельзя добиваться успеха в благородном деле воспитания нового человека. Ребенок счастлив только тогда, когда он верит. Педагог утверждал, что непослушание, грубость возникают в детском поведении в те моменты, когда ломается вера ребенка. Родители, умеющие подняться на вершину культуры человеческих чувств и человеческого благородства, пробуждают у него умение дорожить добром в самом себе, быть требовательным к самому себе. «Требовательность к самому себе, моральный закон в собственном сердце, честность и правдивость наедине с собой – для родителей это высокая мечта, идеал. И достигается он тогда, когда любовь, доброта, ласка сочетаются со строгой требовательностью, с долгом, с непримиримостью к злу, неправде, обману». Настоящая мудрость родителей – в умении дать ребенку счастье.
Школьное и семейное воспитания не только позволяют правильно воспитать молодое поколение, но и являются важнейшим условием совершенствования нравственного облика семьи, отца и матери. Одна из основных задач школы, считал В.А. Сухомлинский, – давать родителям знания по педагогике.
Всю жизнь В.А. Сухомлинский хранил завет своего отца – не забывать, «что пока ты учишься – кто-то трудится, добывая тебе хлеб насущный». И своему сыну писал: «И проклят будет тот, кто хоть одним помыслом, одним словом, одним поступком своим выразит пренебрежение к хлебу, к труду, к народу, давшему всем нам жизнь».
Большие требования предъявляет В.А. Сухомлинский к личности учителя. Главное, что должно заставлять ребенка учиться, – это уважение к учителю, вера в свои силы, интерес к знаниям. Учитель – это первый, а затем и главный светоч в интеллектуальной жизни школьника. Но не всякий учитель им становится. Настоящий учитель любит детей; это человек, хорошо знающий науку; он постоянно изучает педагогическую теорию и психологию; это мастер своего дела. Чтобы быть учителем, необходимо постоянно самому учиться. «Хороший учитель обязательно должен быть книголюбом», – считал В.А. Сухомлинский. В его личной библиотеке было 18 тысяч книг.
В.А. Сухомлинский неоднократно писал о том, что учение – это радость, и надо дать эту радость детям. Плохой учитель сообщает истину, хороший открывает ее. На уроках дети должны испытывать чувство изумления перед тайнами природы.