Редакция журнала «Башҡортостан уҡытыусыһы» - филиал ГУПРБ Издательский дом «Республика Башкортостан»
» » Развитие столичного образования – основа социально-экономического благополучия
Развитие столичного образования – основа социально-экономического благополучия

Основные направления деятельности системы образования столицы обозначены в муниципальной программе «Развитие образования в городском округе город Уфа Республики Башкортостан» на 2014 – 2020 годы. Наша отрасль работает над обеспечением соответствия высокого качества образования меняющимся запросам общества и перспективным задачам социально-экономического развития города.

Сеть дошкольных образовательных учреждений включает 252 детских сада и 46 групп для детей дошкольного возраста в 9 центрах образования (228 муниципальных ДОУ, 4 ведомственных, 20 частных детских садов).
Образовательные услуги получают более 62 тыс. детей (62 164) в возрасте от 1 года до 7 лет. В связи с естественным приростом численности детей и миграцией населения увеличивается потребность в получении дошкольных образовательных услуг.
Дети в возрасте от 3-х до 7 лет стопроцентно обеспечиваются местами в муниципальных детских садах. По поручению Президента РФ В.В. Путина необходимо начать работу по созданию условий для приема в детские сады детей с 2-х месячного возраста.
Обеспечение детей местами в детских садах – наша приоритетная задача. Для ее решения приняты исчерпывающие меры:
– за счет открытия дошкольных групп на базе школ введено 100 дополнительных мест (ЦО №25 – 50 мест, ЦО №35 – 50 мест);
– для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет работают 129 групп кратковременного пребывания с охватом более 1700 дошкольников (1741), 21 семейная группа, в которых воспитываются 68 детей;
– на базе 30 детских садов работают консультационные центры, осуществляющие очное и дистанционное консультирование.
Консультационный центр детского сада №58 признан победителем конкурсного отбора на предоставление в 2017 году грантов из федерального бюджета. Средства на сумму свыше 3-х млн. рублей (3,0205 млн. руб.) использованы на материально-техническое, учебно-методическое, программное обеспечение, повышение квалификации специалистов консультационного центра.
Многодетные и неполные малообес­печенные семьи, имеющие детей от полутора до 3-х лет, не обеспеченных местом в дошкольном учреждении, ежемесячно получают компенсацию из средств городского бюджета. В 2017 году выплаты были произведены полутора тысячам семей.
Дошкольным образованием в частном порядке охвачено около 3 тыс. детей. Функционируют 20 негосударственных дошкольных организаций, имеющих лицензию на образовательную деятельность. Присмотр и уход оказывают 102 индивидуальных предпринимателя.
Дополнительные образовательные услуги на базе детских садов в более 3-х тысячах кружков и секций получают свыше 70 тысяч дошкольников.
Образовательный процесс в детских садах строится в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Качественное выполнение его позволяет обеспечить преемственность для дальнейшего обучения детей в начальной школе.
В городе функционируют 128 общеобразовательных учреждений. В них обучаются свыше 113 тысяч детей.
Актуальным остается вопрос о переводе школ на односменный режим обучения. К 2020 году прогнозируется увеличение детей школьного возраста примерно на 17 тысяч человек. Несмотря на ежегодный рост количества обучающихся, нам удается достигать планируемых показателей по обучению в одну смену.
Работа по сокращению доли обучающихся во вторую смену ведется за счет переоборудования под образовательную деятельность и проведения ремонтных работ имеющихся помещений. В 2017 году в 27 школах дополнительно введено свыше 1300 (1328) ученических мест.
Завершено строительство 3-х школ на 1675 мест. Идут работы по реконструкции зданий школ №№1 и 44 (микрорайо­ны Дема – 8 – 825 мест, «Колгуевский» – 550 мест; с. Нагаево – 300 мест).
Основной задачей развития современной системы образования является обеспечение роста его качества.
По итогам прошлого учебного года качество знаний учащихся составило 62%. В сравнении с 2016 годом количество выпускников XI классов, не получивших аттестаты, осталось на прежнем уровне. Перед образовательными учреждениями поставлена задача по улучшению данного показателя, в том числе путем совершенствования системы оценки качества образования и профориентационной работы.
Значимым аспектом повышения качества образования является профильное обучение, которым охвачены более 7 тысяч школьников. Из 2883 выпускников профильных классов поступили в вузы в соответствии с профилем 52%.
В прошедшем учебном году в целях выведения работы на новый качественный уровень в районах города определены базовые инженерная, математическая, лингвистическая и химико-биологическая школы. Данные организации должны стать ведущими в распространении инновационного опыта (гимназия №11 – этно-лингвистический профиль; школа №49 – школа с углубленной спортивной подготовкой обучающихся; лицей №52 – информационный профиль; лицей №62 – физико-химический профиль; гимназия №64 – социально-экономический профиль; гимназия №105 – биологический, лингвистический про­фили, робототехника; школа №116 – оборонно-спортивный профиль; школа №159 – электронное обучение).
В развитие инженерного направления активно включились не только лицеи, но и гимназии. Созданы профильные инженерные классы в лицеях №№46 и 60. В текущем учебном году инженерный класс открыт в лицее №155.
20 общеобразовательных организаций стали Ассоциированными школами Союза машиностроителей России с физико-математической и инженерно-технологической специализацией.
Реализуются образовательные проекты по профессиональной ориентации обучающихся.
На республиканском фестивале «PROFФЕСТ» в октябре 2017 года более 7 тысяч старшеклассников имели возможность попробовать себя в 50 профессиях, востребованных на рынке труда.
Необходимо продолжить работу по развитию предпрофильного и профильного обучения, ранней профориентации обучающихся с учетом профессий будущего.
Право на образование детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается на всех уровнях.
В 130 дошкольных организациях осуществляется коррекционно-образовательная работа. Квалифицированную помощь получают более 4 тысяч детей с различными нарушениями в развитии.
В целях оказания комплексной помощи детям-инвалидам, с 2011 года работает проект, позволяющий реализовать принципы инклюзивного образования путем предоставления дополнительных образовательных услуг. В настоящее время их получают 30 детей-инвалидов в возрасте от 3 до 8 лет.
В школах общее образование получают свыше 2 600 (2660) детей с ограниченными возможностями здоровья.
С целью совершенствования работы с детьми с различными нарушениями в развитии Управление образования активно взаимодействует с общественными организациями.
В 2017 году на базе школы №87 создан Ресурсный методический центр по развитию инновационной образовательной практики инклюзивного обучения в условиях общеобразовательного учреждения. Начата реализация проекта по обучению детей с расстройствами аутистического спектра в детском саду №233 и школе №40.
В прошедшем году в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы в детском саду №74 создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Необходимо продолжить работу по формированию адаптированной образовательной среды и обеспечению ин­клюзивного обучения в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.
Одним из значимых векторов работы является выявление и развитие одаренных детей. Основными формами организации деятельности в данной области являются предметные олимпиады и интеллектуальные конкурсы.
Ежегодно в олимпиадное движение в городе вовлекаются до 80% обучающихся от их общего количества. В текущем учебном году на муниципальном этапе конкурса исследовательских работ в рамках Малой Академии наук приняло участие около 700 (666) обучающихся.
В связи со снижением эффективности участия на заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников при подготовке к муниципальному этапу в прошедшем году впервые за последние 5 лет организованы и проведены учебно-тренировочные сборы с участием преподавателей ведущих вузов города. Количество участников составило более 500 человек. Планируется организация таких сборов для подготовки школьников на региональный этап олимпиады.
В целях повышения результативности в данном направлении начата работа по созданию городского ресурсного центра для одаренных детей.
Современный этап развития системы образования невозможен без применения последних достижений в области электронного образования, которое позволяет сделать учебный процесс органичной частью современной информационной среды.
Работа над формированием необходимой инфраструктуры в образовательных организациях завершена. Все детские сады, школы и учреждения дополнительного образования подключены к сети Интернет.
Сегодня на 1 компьютер приходится 7 обучающихся. Для сравнения: 3 года назад этот показатель составлял 14 обучающихся на 1 компьютер.
Одной из важных составляющих информационно-образовательного пространства является электронный контент. Педагоги применяют электронные образовательные ресурсы на уроках и во внеклассной работе, работают над созданием собственного контента.
На начало текущего учебного года доля электронных учебников в школах составляет 3% от их общего числа (более 28 тысяч). Необходимо продолжить работу по приобретению и использованию в образовательном процессе электронных форм учебников.
Во всех общеобразовательных организациях применяются электронные журналы и дневники.
Продолжается оснащение школьных библиотек автоматизированными информационно-библиотечными системами.
Дальнейшая деятельность образовательных учреждений должна быть направлена на совершенствование образовательных методик и технологий, внедрение и разработку качественных электронных образовательных ресурсов, повышение квалификации педагогов.
В текущем учебном году функционируют 46 учреждений дополнительного образования, которые посещают около 64 000 человек.
Реализуются 27 социально значимых проектов экологической, гражданско-патриотической, художественно-эстетической направленностей.
В рамках городского образовательного центра «Технопарк – Город будущего» в 20 лабораториях, расположенных на базе учреждений дополнительного образования, занимаются свыше 700 обучающихся. Основные направления работы технопарка реализуются в 6 кластерах.
В целях привлечения школьников к тех­ническим наукам организовано их участие в чемпионатном движении «JuniorSkills».
Успешно развивается процесс интеграции общего и дополнительного образования. На базе школ функционирует около 2 тысяч объединений (на 121 больше, чем в прошлом году), которые посещают свыше 27 тысяч школьников.
Расширить спектр предоставляемых услуг позволяет альтернативное дополнительное образование. Муниципальным учреждениям дополнительного образования необходимо гибко и эффективно реагировать на современные вызовы и потребности родителей, чтобы быть конкурентоспособными.
Для сохранения и развития языков народов Республики Башкортостан в Уфе создано единое этнокультурное образовательное пространство, функционирует сеть национальных организаций.
В 272 образовательных учреждениях более 70 тысяч детей изучают родные языки. Около 70% учащихся изучают башкирский язык как государственный язык Республики Башкортостан. Более 88% учащихся башкирской национальности изучают родной башкирский язык, 13,5% учащихся – родной татарский язык.
Важной задачей является совершенствование методики обучения государственным и родным языкам.
В 7 школах (№№102, 121, 3, 39, 159, 64, 117) ведется апробация альтернативных учебных пособий по изучению башкирского государственного языка, разработанных группой авторов из числа ученых БГПУ им. М. Акмуллы и ведущих учителей и методистов г. Уфы.
Для экспертизы федеральной программы по предмету «Родной русский язык» по итогам встречи с полномочным представителем Президента РФ в Приволжском округе М.В. Бабичем были привлечены учителя города Уфы. Это, несомненно, является свидетельством высокой оценки их профессионализма и компетентности.
В целях оказания содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию реализуются значимые проекты. В них ежегодно принимают участие более 3 тысяч обучающихся.
Программа «Уфа – любимый город» была представлена на конкурс «За честь Республики!» и заняла I место в номинации среди органов Управления образования.
В целях освоения детьми историко-культурной среды в интерактивной форме с использованием музейного потенциала активно реализуется социально-образовательный проект «Я поведу тебя в музей». Ведется работа по созданию электронного альбома «Выдающиеся личности города Уфы».
Обучающиеся вовлекаются в общественные движения «Школа безопасности», «Юнармия» в рамках российского движения школьников. Ребята принимают участие в культурных и спортивных мероприятиях, получают дополнительное образование, активно занимаются волонтерской деятельностью.
Сегодня одна из важных задач – поддержать молодежные инициативы и способствовать развитию детских общественных организаций, волонтерского движения.
Системно проводится работа по обеспечению безопасности детей в сети Интернет, реализуются социально значимые проекты с участием школьников. Организована общегородская детская редакция для поддержки медиа-инициатив обучающихся и показа новостных программ.
Создание системы взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах развития личности ребенка на сегодняшний день актуально.
Внедрена программа комплексной работы с родителями через систему социально-правовых и медико-педагогических мероприятий. Итоги этой работы ежегодно подводятся на городской родительской конференции.
С целью повышения информационной открытости традиционными стали проведение прямых эфиров, общение через социальные сети. Продолжается оперативная работа с обращениями граждан через электронные приемные.
Для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в 7 школах запущен проект по медиации. В рамках внеурочной деятельности продолжается работа по реализации курса «Семьеведение».
Сохранены все виды и формы организации отдыха, оздоровления и занятости детей. Охват составил более 116 тысяч детей, подростков и молодежи.
Особое внимание уделялось детям из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Более 16 тысяч ребят из таких семей отдохнули в оздоровительных учреждениях.
Временно трудоустроены более 5 тысяч подростков в возрасте от 14 до 18 лет. Также на базе общеобразовательных организаций действовали трудовые объединения.
Проведены профильные смены для творчески одаренных и социально активных учащихся. 78 победителей всероссийских олимпиад и конкурсов приняли участие в сменах федеральных детских центров «Артек» и «Орленок».
Руководителям рекомендуем активно использовать механизм государственно-частного партнерства в сфере услуг детского отдыха, что позволит укрепить материально-техническую базу оздоровительных учреждений.
Одним из показателей работы по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков является обеспечение качественным питанием. Горячее питание воспитанников детских садов и школьников соответствует утвержденному меню, согласованному с управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан.
Проводится работа по укреплению материально-технической базы пищеблоков. На сегодняшний день оснащены современным технологическим оборудованием пищеблоки 80 школ и 137 детских садов.
В 2018 году необходимо сохранить охват сбалансированным горячим питанием, продолжить работу по пропаганде здорового питания и стилистического оформления столовых в общеобразовательных учреждениях.
В целях оказания материальной помощи многодетным малообеспеченным семь­ям предусмотрена социальная поддержка по обеспечению школьной формой. В прошлом году такую компенсацию получили более 2 000 семей (2134).
Для подготовки первоклассников к учебному году ежегодно приобретаются школьно-письменные принадлежности. 589 будущих школьников из многодетных малоимущих семей получили свои первые портфели.
За прошедший год проведены мероприятия по передаче в негосударственную сферу непрофильных функций. Работа по исполнению плана мероприятий по оптимизации бюджетных расходов продолжается.
Одной из важнейших задач сферы образования является формирование безопасной, здоровой среды и культуры безопасности.
В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов образования, исключения бесконтрольного доступа в здания, учреждения оснащены системами видеонаблюдения, контроля доступа. Охрана осуществляется специализированными организациями.
Все образовательные учреждения соответствуют основным требованиям комплексной безопасности.
В рамках подготовки образовательных учреждений к новому учебному году за счет средств городского бюджета и внебюджетных источников проведен текущий ремонт на общую сумму более 22 млн. рублей.
В 43 образовательных организациях проведен капитальный ремонт на общую сумму 58 млн. руб.
Мероприятия, направленные на приведение в соответствие зданий и помещений образовательных организаций требованиям СанПиН и Госпожнадзора, выполнены на общую сумму более 45 млн. руб.
Доля муниципальных дошкольных и общеобразовательных учреждений, в зданиях которых требуется капитальный ремонт, уменьшилась.
В 2017 году в образовательных учреждениях работает более 13 тысяч педагогов. Одним из направлений развития кадрового потенциала является повышение квалификации его состава. Совместно с БГПУ им. М. Акмуллы, БГУ ведется работа по привлечению молодых специалистов в образовательные учреждения.
В соответствии с майскими указами Президента РФ задачи по доведению средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций выполнены в полном объеме.
Итоги деятельности за 2017 год свидетельствуют о достижении плановых значений показателей по отрасли. В текущем году необходимо продолжить работу по выполнению городской программы с учетом поручений Президента Российской Федерации и Главы Республики Башкортостан на 2018 год.
Е.Р. ХАФФАЗОВА,
начальник управления образования Администрации ГО г. Уфа,
заслуженный учитель Республики Башкортостан