Редакция журнала «Башҡортостан уҡытыусыһы» - филиал ГУПРБ Издательский дом «Республика Башкортостан»
» » Интеграция традиционных принципов воспитания в современную систему образования
Интеграция традиционных принципов воспитания в современную систему образования

Р.А. САЙФУЛЛИН, учитель Республиканской художественной гимназии‑интерната им. К.А. Давлеткильдеева

В современной системе образования можно наблюдать стремление к инновациям. Насколько эффективной и правильной оказалась та или иная инновация, можно судить только с прошествием времени. Сегодня основной инновацией должна являться интеграция в современную систему образования и в процесс воспитания опыта предыдущих поколений, проверенного временем (столетия­ми). Можно выделить четыре основных принципа традиционной методики воспитания, которые необходимо интегрировать в современную систему образования.
Четыре основных принципа:
1) обучение детей в соответствии с их врождённым типом личности и темпераментом;
2) раздельное обучение;
3) знания о создании семьи и семейных ценностях;
4) эстетическо‑нравственное развитие.
Некоторые родители и учителя пытаются навязать детям своё представление о жизни, требовать учиться тому, что им кажется лучше; получить ту специальность, которая, по их мнению, более выгодна и востребована в обществе. Но тем самым в детях подавляется индивидуальность, воля, самосознание, целеустремлённость.
А сможет подавленный человек найти своё место в жизни, быть счастлив? Задача родителей и учителей – разглядеть (ещё с раннего детства) врождённые качества характера и свойства личности ребёнка и помочь ему раскрывать и развивать их.
Обучение детей в соответствии с их врождённым типом личности и темпераментом
Существует четыре основных психологических типа личности: учёный, руководитель, накопитель, исполнитель. Учёные – это учителя, деятели различных областей науки и культуры, психологи и другие. Их задача – изучать, накапливать, развивать и передавать людям знания в доступной форме. Руководители – это директора, полиция, военные, правительство. Их задача – забота о людях, об обществе, защита интересов людей и закона, самоотверженность. Накопители – предприниматели любого уровня, инвесторы. Их задача – накопление денежных средств и мудрое распределение их на благо общества (а не только для себя) – пожертвования, спонсорство, меценатство, социальные проекты, помощь нуждающимся. Исполнители – это люди различных рабочих и творческих специальностей, производящих что‑либо своими руками. Их задача – трудиться, выполнять работу, соответствующую их способностям, которая получается лучше всего; производить то, что более всего полезно и нужно обществу. Главная задача всех типов личности, должностей и специальностей – быть полезным, приносить своим трудом максимальную пользу окружающим.
В человеке могут быть качества нескольких, а то и всех типов личности, но какой‑то из них будет доминирующим. Выявление у ребёнка врождённой склонности к одному из четырёх типов – первостепенная задача, и она должна осуществляться в раннем возрасте (эта проблема требует углублённого изучения и исследования). Когда склонность к какому‑то типу определена, дальнейшее воспитание и обучение нужно осуществлять в соответствии с ним. У ребёнка должны развиваться качества характера и навыки, соответствующие его типу личности. У будущих учёных нужно воспитывать соответствующие им качества: умение слушать, восприимчивость к новой информации, аналитическое мышле­ние, тяга к познанию истины, отсутствие гордыни, желание делиться знаниями. Будущим руководителям и защитникам нужны свои качества: смелость, умение держать слово, дипломатичность, забота о людях, самоотдача, отсутствие жестокости. Для накопителей и торговцев свои основные качества: честность, умеренность, помощь нуждающимся, забота о благе общества, отсутствие жадности, щедрость. Качества будущих исполнителей: трудолюбие, творческое мышление и отношение к своему делу и к жизни, труд на благо людей, отсутствие зависти. Всё это, прежде всего, качества характера, присущие определённому типу личности. Если же у ребёнка не удалось выявить предрасположенность к изучению или руководству и т.д., то есть практический метод, подходящий для всех возрастов. Ученику (или взрослому) нужно попробовать справиться с задачами учёного, руководителя, накопителя или исполнителя и проверить, что у него получается лучше: изучать и учить, или руководить, или накапливать, или заниматься ручным трудом (методика нуждается в дальнейшей разработке и изучении).
Сегодняшнее образование ориентировано на выбор учеником будущей специальности – обучение профессиональным навыкам. Но важнее не то, какой профессией будет заниматься человек, а то, как он будет этим заниматься, в соответствии ли со своим типом личности. К примеру, врач может быть учёным: преподавать, исследовать новые препараты, методики лечения; может быть руководителем: возглавлять отделение, больницу; он может быть накопителем: открыть аптеку, продавать лекарства; а может быть и исполнителем: заниматься непосредственно приёмом пациентов, лечением больных…
Помимо типов личности, необходимо учитывать индивидуальные особенности темперамента. Существует четыре вида темперамента, которые отражаются на характере, на поведении, на отношении к жизни. Их можно условно сравнить со стихиями: «огненный», «воздушный», «водный», «земляной». «Огненный» темперамент (холерик) – вспыльчивый, резкий, с большим трудом переносит скучный и ненужный (по его мнению) урок, монотонную речь учителя, не терпит, когда публично указывают на его ошибки. «Воздушному» темпераменту (сангвиник) нужны постоянные перемены – он не терпит однообразия: не так важно что, главное новое, не как обычно. Таким ученикам тяжело сидеть целый урок на одном месте – им нужно менять положение, двигаться. «Водный» темперамент (меланхолик) любит делиться своими чувствами и переживаниями с окружающими. Такие дети очень чувствительные, эмоциональные, часто плачут (особенно девочки) – им важно, чтобы собеседники (родители, учителя или сверстники) прониклись их состоянием и сопереживали вместе с ними. «Земляной» темперамент (флегматик) – тягучий, медленный, но твёрдый и постоянный. Дети этого типа – обычно «консерваторы». Для них важно, чтобы всё было строго по регламенту, так, как они привыкли.
Всё это краткое описание личностных психологических особенностей (типы личности, характер, виды темперамента). Учитывая и ориентируясь на них, можно более эффективно и плодотворно организовать учебный процесс, основой которого будет индивидуальный подход.
Раздельное обучение
Для качественного школьного обучения для всех типов личности и темпераментов необходимо одно важное условие, которому сегодня, к сожалению, уделяется слишком мало внимания – это раздельное обучение. Современная культура провоцирует то, что является одной из главных причиной ухудшения учёбы, проблем с родителями, развития вредных привычек – половое влечение. Не обращать внимания на соблазны подросткам очень сложно – ведь вокруг много раздражителей: в журналах, по телевизору, в интернете. И в школьном возрасте это особенно опасно, так как может вызвать много проблем и зависимостей в дальнейшей жизни. Чем больше школьниц (уже с VI класса) ходят в коротких юбках, открытой обтягивающей одежде, (следуя современной «моде»), тем больше половых раздражителей для мальчиков. А мальчики, в свою очередь, всё больше отвлекают от учёбы девочек, требуя внимания. Если подросток не находит взаимного влечения (нереализованное желание), то зачастую развивается комплекс неполноценности: «меня никто не любит». Часто такие ученики становятся жестокими, агрессивными (мат, тяжёлая музыка, жестокие компьютерные игры, конфликты) – пытаются подчеркнуть свою «независимость». Если же у подростков возникает взаимное влечение (реализованное желание) – влюблённость, то часто появляется апатия: пропадает интерес ко всему, кроме друг друга. Возникает сильная эмоциональная привязанность к объекту полового влечения, с целью получения наслаждений (как эмоциональных, так и физических). Соответственно учёба, спорт, увлечения отходят далеко на второй план. Снижается способность учиться: ухудшается память, внимание. Появляется общая пассивность (особенно у мальчиков) – падает целеустремлённость, воля, возрастает лень, безответственность.
Не устоявшаяся подростковая психика травмируется ранним половым влечением, а тем более контактом. В целом, у юношей и девушек складывается поверхностное, потребительское восприятие взаимоотношений, которое в дальнейшем ведет к неспособности создавать крепкие семьи.
В современной школьной системе оградить подростков от главного раздражителя – полового влечения, очень сложно. Раздельное обучение – самое эффективное решение этой проблемы. Это является традиционной формой обучения для многих культур, и для нашей страны в том числе (Царскосельский лицей, Институт благородных девиц, мужские и женские гимназии и т.д.), многократно доказавшей свою эффективность. Устраняется сама причина влечения – соблазн. Если нет сильного соблазна, то всё, что остаётся делать подросткам – посвящать всё внимание и время учёбе и самосовершенствованию.
На сегодняшний день проблематично полное разделение школ на мужские и женские. Для начала изменения сложившейся ситуации нужно создание раздельных классов или хотя бы раздельных групп на уроках (особенно физкультуры). А если и этого не получается, то самое простое – рассаживать учеников в классе на две половины – мужскую и женскую (дети сами интуитивно садятся таким образом).
Знания о создании семьи и семейных ценностях
Для гармоничного развития подростков необходимо дать основы знаний о создании семьи – описать общие (традиционные) принципы. Это важно, особенно для старшеклассников – ведь уже скоро им предстоит сделать этот очень серьёзный и ответственный шаг, который повлияет на всю их дальнейшую жизнь.
Важным условием для создания будущего крепкого семейного союза является целомудрие. Оно было главным принципом воспитания, законом для многих культур, имеющих глубокие традиции (в том числе и для культуры нашей страны). Однако сегодня, в нашем современном обществе целомудрие стало «неактуальным», «устаревшим»; кругом пропаганда вожделения и случайных половых связей. Но «близкие отношения» до брака сильно снижают потенциал и возможность создание крепкой семьи. Проблемы возникают как на физическом уровне (телегония, болезни, нежелательная беременность), так и на психологическом.
Необходимо изучить уровни отношений, на которых возникает привязанность между будущими супругами. Первый уровень отношений – физический: сильное половое влечение друг к другу (всегда недолговечное). Второй уровень – эмоциональный: яркие романтические переживания (обычно в юности). Третий уровень комфортный: для супруговважно, чтобы были созданы условия комфорта, достатка, спокойствия (брак по расчёту).Четвёртый уровень – творческий: взаимный интерес к какому‑либо искусству, техническому творчеству, или спорту (и т.п.); совместное творческое хобби. Пятый уровень – идейный: у мужчины очень высокая, сложная цель жизни (на благо общества, мира), он живёт ради этой цели, и женщина вдохновляется его целеустремлённостью и помогает ему двигаться к высокой цели.Шестой уровень – духовный: очень высокий уровень семейных отношений, основанный на глубоком взаимоуважении и взаимопонимании.
Также необходимо изучить этапы отношений.Первый этап – влечение (влюблённость); второй этап – пресыщение; третий этап – отвращение; четвёртый этап – терпение; пятый этап дружба; шестой этап надежда; седьмой этап вера; восьмой этап любовь. От влюблённости до любви нужно пройти долгий и нелёгкий путь. Большинство семей расходятся при наступлении трудностей, не имея ни желания, ни сил для их прео­доления. А кто‑то «застревает» на одном из этапов (в основном «терпения»), и люди никак не могут продвинуться дальше. И лишь немногие семьи развивают взаимоотношения до этапа любви.
Эстетическо‑нравственное развитие
Есть два основных пути нравственности – эстетический и духовный. Эстетика – наука о красоте окружающей. Духовность – наука о красоте внутренней. Эстетически‑нравственный и духовно‑нравственный пути развития идут параллельно, в одном направлении и рано или поздно соединяются. Развиваясь эстетически, человек всё больше видит красоты вокруг, и тем больше становится её в нём самом. А раскрывая красоту внутреннюю (духовность), чело­век всё больше видит её вокруг себя и в других людях.Подросток, эстетически развивающийся (а соответственно и нрав­ственно), не обращает особого внимания на соблазны: компьютерные игры, курение и алкоголь, половые раздра­жители и т.д. У него на это нет ни желания, ни времени – у него другие приоритеты и интересы: всёвозрастающие возможности творческого самовыражения и восприятия прекрасного. Он начи­нает понимать нравственно‑эстетические жизненные ценности – становится куль­турно развитым. Воспитывает в себе положительные качества характера.
Эстетическое образование можно получать в обучении разным видам искусств: изобразительным, музыке, лите­ра­туре. Самое главное – творческий про­цесс, творческое самовыражение, пони­мание и ощущение красоты. Это и есть суть эстетического воспитания и развития. Ребенок, который занимается, к примеру, в художественной школе, хотя бы два раза в неделю – в процессе рисунка, живописи и композиции – получает практическое эстетическо‑нравственное раз­витие, просто занимаясь творчеством. Это внутренние психологические навыки, совершенствуя которые можно сильно изменить себя, а значит и свою жизнь в лучшую сторону. Даже если ребенок в дальнейшем оставит рисование и займется другой (не творческой) специальностью, все равно эстетическое воспитание очень пригодится в жизни – любую работу можно выполнять творчески, видеть красоту в повседневных вещах – это и есть пози­тивное отношение к окружающему миру. Способность творчески самовыражаться – это очень важно. На сегодняшний день многие проблемы (депрессия, алко­гольная зависимость) раз­виваются у людей из‑за творческой не­реализованности. Многих людей гне­тёт, что они занимаются не тем делом, которое им по душе, а тем, чем придётся. А без энтузиазма и желания, в угнетённом состоянии работать очень тяжело: копится психическая усталость, снимать которую многие (в основном мужчины) не умеют без алкоголя. Но при развитии эстетического (и духовного) вкуса к жизни, надобность в алкоголе и курении может исчезнуть вовсе. Важно вовремя (лучше с детства) начать творческое развитие: художественное, музыкальное, литературное (и т.д.) – становиться ценителем прекрасного в окружающем мире. Творчество может быть бытовым (каждодневная работа) и эстетическим (различные искусства). Творчество – это процесс созидания, акт творения.
Итак, благодаря интеграции принципов традиционной методики в современную систему образования и воспитания больше возможностей взращивать более гармоничную, морально устойчивую лич­ность. Обучение в соответствии с врождённым типом личности, учитывая свойства темперамента и способность усвоения знаний позволит человеку стать более эффективным и успешным, найти своё место в жизни. Сохраняя дистанцию во время обучения, юноша и девушка взращивают взаимоуважение и ответственность – надёжный фундамент для создания крепкой семьи. Развиваясь эстетически, ученик получает возможность творчески раскрываться и самореализовываться, что наполняет жизнь интересом, смыслом и позитивом. Благодаря правильному эстетически и духовно нравственному развитию в юностиможно избежать многих проблем, зависимостей и пороков во взрослой жизни. Система жизненных ценностей складывается из моральных качеств: честности, трудолюбия, умеренности, ответственности, взаимопонимания и уважения старших и т.д. И эти нравственные ценности будет не стыдно передать детям – следующим поколениям.