Редакция журнала «Башҡортостан уҡытыусыһы» - филиал ГУПРБ Издательский дом «Республика Башкортостан»
» » Новые требования к разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности по ФГОС ООО
Новые требования к разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности по ФГОС ООО

З.А. БУЛАТОВА, доцент кафедры теории и практики управления образованием Института развития образования РБ, кандидат педагогических наук, отличник образования РБ
В общеобразовательных организациях Республики Башкортостан успешно реализуются Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (далее – ФГОС). На кафедре теории и практики управления образованием Института развития образования Республики Башкортостан для руководителей общеобразовательных организаций организована учебно‑методическая, научно‑исследовательская работа; издаются учебно‑методические пособия; проводятся консультации; разрабатываются методические рекомендации по актуальным вопросам введения и реализации ФГОС общего образования.
В методических рекомендациях «Новые требования к разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности по ФГОС основного общего образования» приведены возможные варианты разработки рабочих программ учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности по новым требованиям ФГОС основного общего образования. Рабочие программы учебных предметов, курсов, курсов внеурочной деятельности по ФГОС основного общего образования разрабатываются на уровень образования (V – IX классы) на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основно­го общего образования, утвержденный при­казом Министерства образования и нау­ки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897» и локального акта общеобразовательной организации. В учебно‑методическую документацию общеобразовательных организаций вносятся изменения и дополнения по приказам Минобрнауки Российской Федерации.
Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной дея­тельности с указанием форм организации и видов деятельности;
3) тематическое планирование.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
В структуре планируемых результатов выделяются следующие группы.
Личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно‑смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Оценка достижений этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.
Объект оценки личностных результатов: сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно‑познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно‑смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание. Результаты личностных достижений не выносятся на итоговую оценку обучающихся, являются предметом оценки эффективности воспитательной деятельности образовательной организации.
Метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индиви­дуальной образовательной траектории.
Предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно‑проектных и социально‑проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Предметные результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться», относящихся к каждому учебному предмету. Планируемые предметные результаты освоения родного языка и родной литературы разрабатываются в соответствии с содержанием и особенностями изучения этих курсов с учетом национально‑региональных особенностей Республики Башкортостан в части участников образовательных отношений рабочей программы.
При организации образовательной деятельности, направленной на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование педагогических технологий, ме­тодов, которые основаны на дифферен­циации требований к подготовке обучаю­щихся. Например, педагогические методы: лекция (классическая, вводная, об­зорная, проблемная, обобщающая); практикум (лабораторная работа, семинар, наблюдение, описание, эксперимент, моделирование, рассказ, работа с учебником и другие); методы на основе акти­визации и интенсификации деятельности обучающихся (дискуссия, дебаты, моз­говой штурм, игровые методы, метод взаимного обучения и другие); методы развивающего обучения, проектные, авторские методы и другие.
В данном разделе можно указать:
– применяемые в ходе изучения данного предмета учебно‑методические ком­плекты, рабочие тетради, задачники, практикумы, способствующие достижению планируемых результатов;
– описание имеющихся комплектов учебного оборудования: лабораторного, игрового, спортивного, демонстрационного оборудования, конструкторов, оснащения мастерских, компьютерной техники, цифрового высокотехнологического оборудования, мультимедийной техники, интерактивного оборудования, фото‑ и видеотехники и другие;
– применяемые в ходе изучения данного предмета электронные образовательные ресурсы, интернет‑ресурсы, системы дистанционного тестирования и другие, позволяющие реализовать технологии электронного обучения;
– контрольно‑измерительные материалы, которые используются для измерения достижения обучающимися планируемых метапредметных и предметных результатов (возможно использование материалов Примерных программ учебных предметов, курсов в части представления контрольно‑измерительных материалов по учебному предмету, курсу);
– систему оценивания планируемых результатов.
2. Содержание учебного предмета, курса может включать:
– содержание учебной темы (наименование разделов, тем, характеристику основных содержательных линий и тем (понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме));
– практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
– формы и вопросы контроля;
– возможные виды самостоятельной работы учащихся;
– определение части участников образовательных отношений (30%).
3. Тематическое планирование
Рабочая программа по предмету разрабатывается на уровень основного общего образования (V – IX классы). Тематическое планирование по каждому учебному предмету, курсу разрабатывается с Vпо IXклассы отдельно на каждый класс (возможно использование материалов Примерных программ учебных предметов, курсов). Тематическое планирование может состоять из следующих блоков:

Таблица 1

п/п
Раздел/тема
Количество часов, отводимых
на изучение темы
Примечание





1. Тема (раздел).
2. Количество часов, отводимых на изучение темы.
Возможный вариант представления информации
Рабочая программа составляется на уровень основного общего образования с соотношением 70/30%. В части участников образовательных отношений (30%) можно:
– устанавливать последовательность изучения учебного материала;
– распределять учебный материал по годам обучения;
– распределять время, отведённое на изучение курса, между разделами и темами по их значимости, а также  исходя из материально‑технических  ресурсов образовательной организации;
– добавить на основе протокола заседания ШМО по данному предмету собственные разделы или расширить тот или иной раздел;
– конкретизировать и детализировать темы;
– перераспределять часы на темы и разделы (если в этом есть необходимость);
– добавить материалы с учетом национально‑региональных особенностей РБ и специфики общеобразовательной организации;
– учет мнений родителей (Протокол №…).
Календарно‑тематическое планирование (далее – КТП)составляется на конкретный класс, оформляется как приложение к рабочей программе (с указанием дат, например: 5 октября).

Таблица №2. Примерная форма таблицы КТП
п/п
Раздел/тема
Количество часов,
отводимых на
изучение раздела/темы
Дата
проведения
Примечание (например,
протоколы по уплотнению
программ и т.д.)






Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
3) тематическое планирование.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В структуре планируемых результатов внеурочной деятельности выделяются следующие группы: личностные; метапредметные.
Возможный вариант представления информации
Планируемые результаты освоения кур­са внеурочной деятельности (возможно ис­пользование материалов Примерных программ курсов внеурочной деятельности).

Таблица 3
Метапредметные
Личностные
Познавательные УУД
Ученик сможет…
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению: …
Регулятивные УУД
Ученик сможет…
Сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности: …
Коммуникативные УУД
Ученик сможет…
Системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно‑смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме: ...

2. Содержание курса внеурочной дея­тельности с указанием форм организации и видов деятельности (рекомендуется использование материалов Примерной программы воспитания и социализации школьников).

Таблица №4
I. Название раздела (при необходимости
деления на крупные разделы)
Формы
организации
Виды
деятельности
1. Название темы


1.1. Тема 1


1.2. Тема 2



3. Тематическое планирование.

Таблица №5. Примерная форма таблицы тематического планирования
п/п
Раздел/тема
Количество часов,
отводимых на изучение темы
Примечание





Оформление рабочей программы по учебному предмету, курсу, курсу внеурочной деятельности
Рабочая программа должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе Wordшрифтом TimesNew Roman, кегль 12 – 14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, поля со всех сторон 1 – 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Оформление титульного листа рабочей программы по учебному предмету, курсу, курсу внеурочной деятельности
Титульный лист считается первым, но не нумеруется. На титульном листе указывается:
● полное наименование общеобразовательной организации;
● утверждение рабочей программы по конкретному предмету (рассматривается на ШМО и утверждается руководителем ОО с указанием даты, номера протокола, № приказа, возможно согласование с заместителем руководителя ОО);
● название рабочей программы на уровень образования;
● ФИО, должность, квалификационная категория разработчика рабочей программы.