Редакция журнала «Башҡортостан уҡытыусыһы» - филиал ГУПРБ Издательский дом «Республика Башкортостан»
» » Главная задача – соблюдение прав граждан на образование
Управление по контролю и надзору в сфере образования РБ
Главная задача – соблюдение прав граждан на образование

А.Ф. БАЙРАМГУЛОВА, заместитель начальника отдела контрольно‑надзорной деятельности в сфере образования



Со словом «Обрнадзор РБ» у многих связаны может быть и не самые приятные воспоминания, но для кого‑то сотрудники Управления по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан стали помощниками в реализации задач, поставленных перед ними государственными органами, родителями (законными представителями), но равнодушных, скорее всего, к органу, осуществляющему переданные полномочия по контролю и надзору за соблюдением образовательными организациями законодательства Российской Федерации в сфере образования, не найдется. Сегодня назрела такая потребность в общении, в обратной связи с теми, на кого возложены задачи по реализации прав граждан на образование.
Целью нашего общения будет ознакомление руководителей образовательных организаций, тех, кто осуществляет образовательный процесс, с порядком проведения Обрнадзором РБ контрольно‑надзорных функций, с правами проверяющих и проверяемых, порядком оформления результатов проверок, с типичными нарушениями, выявляемыми в ходе контрольных мероприятий и т.п.
Плановые мероприятия по государственному контролю (надзору) в сфере образования проводятся согласно плану проведения плановых проверок юридических лиц, утвержденному приказом Обрнадзора РБ, согласованному с Прокуратурой Республики Башкортостан и размещенному на сайтах Генпрокуратуры Российской Федерации и Обрнадзора РБ.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный пред­приниматель уведомляются Обрнадзором РБ не позднее, чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии приказа начальника (или заместителя начальника) Обрнадзора РБ.
Внеплановые мероприятия проводятся по решению начальника (или заместителя начальника) Обрнадзора РБ, основания проведения которого определены Федеральным законом от 26.12. 2008 г. №294 – ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в РФ», Федеральным законом от 04.05.2011 г. №99 – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются сотрудниками Обрнадзора РБ не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
С перечнем документов, представление которых образовательным учреждением обязательно, можно заранее ознакомиться на сайте Обрнадзора РБ.
Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица при проведении проверки имеют право:
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законом;
3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
Обратите внимание на то, что продолжительность проверки не должна превышать двадцати рабочих дней.
Действия, которые не вправе совершать проверяющие при проведении мероприятий по контролю: проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции Обрнадзора РБ.
Также указанные должностные лица не вправе осуществлять проверки в случае отсутствия при проведении мероприя­тий по контролю должностных лиц проверяемых образовательных учреждений либо их представителей.
Проверяющие не должны требовать представление документов, информации, если они не являются объектами и не относятся к предмету проверки. Соответственно руководитель образовательного учреждения не обязан представлять такие документы. Важно отметить, что изымать оригиналы документов, относящихся к предмету контроля, проверяющие также не имеют права.
Кроме того, при проведении мероприятий по контролю лица, проводящие проверку, не должны распространять полученную при этом информацию, составляющую охраняемую законом тайну, и превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.
Должностные лица, осуществляющие проверку, не должны препятствовать представителям юридического лица присутствовать при проведении мероприятия по контролю и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.
Несомненно и то, что при проведении мероприятий по контролю проверяющие обязаны соблюдать права и законные интересы образовательного учреждения и проводить свои действия в строгом соответствии с распоряжениями органов контроля (надзора). Они также могут посещать объекты (территории и помещения) образовательного учреждения в целях проведения мероприятия по контролю, но только во время испол­нения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения органа государственного контроля о проведении контроля.
Все указанные требования предусмотрены законом и являются обязательными для проверяющих.
По результатам проверки долж­ностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводившими ее, составляется акт установленной формы в двух экземплярах. К акту прилагаются документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.
Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю или уполномоченному представителю образовательного учреждения под расписку об ознакомлении. В случае отсутствия руководителя, а также в случае отказа проверяемого лица в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения уполномоченным должностным лицом составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонаруше­ниях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
По всем интересующим вопросам можно обращаться на официальный сайт Управления по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан: https:// obrnadzorrb.bashkor­tostan.ru/.
Телефон приемной: +7(347) 251-98-84.
Кроме того, хотелось бы остановиться на типичных нарушениях законодательства в сфере образования, выявляемых в ходе контрольных мероприятий.
Одним из наиболее часто встречающихся нарушений является осуществление образовательной деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования, о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности. По каж­дому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала.
Нарушение данного требования приводит к оформлению протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от трид­цати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Также грубым нарушением законодательства в сфере образования является нарушение правил оказания платных образовательных услуг, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 г. №706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг», а также ч. 1 ст. 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонаруше­ниях и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
При организации приема обучающихся по разным уровням образования необходимо вести работу по приказам Министерства образования и науки Российской Федерации: по образовательным программам дошкольного образования – от 08.04.2014 г. №293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования»; по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования – от 22.01.2014 г. №32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; по образовательным программам среднего профессионального образования – от 23.01.2014 г. №36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования». Рекомендуется разработать форму (образец) заявления в соответствии с установленными требованиями, при приеме заявлений проверять заполнение родителями (законными представителями) обязательных сведений, четко соблюдать сроки, вести журнал регистрации заявлений, выдавать расписки.
Нарушение установленного законодательством об образовании порядка приема в образовательную организацию предусмотрено ч. 5 ст. 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет наложение административного штрафа на долж­ностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Кроме того, типичными наруше­ния­ми, встречающимися в деятельности обра­зовательных организаций, явля­ются:
– несоответствие содержания устава законодательству в сфере образования;
– организация перевода и отчисления обучающихся;
– отсутствие соблюдения прав обучающихся и их родителей (отсутствие учета мнения советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов) при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации;
– отсутствие полной информации об образовательной организации на официальных сайтах учреждений в сети «Интерн­ет»; несоответствие структуры официального сайта образовательной организации в информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» требованиям приказа Рособрнадзора от 29.05.2014 г. №785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации»;
– несоблюдение лицензионных требований;
– несоблюдение требований к структу­ре образовательной программы и другие.
В рамках реформирования сферы контрольно‑надзорной деятельности Обрнадзором РБ реализуется комплекс мер по выстраиванию системной профилактической работы, ориентированной на соблюдение образовательными организациями предъявляемых требований.
Такой подход в деятельности Обрнадзора РБ позволит не только добиться сокращения количества нарушений обязательных требований, но и снизить финансовые расходы как ведомства, так и поднадзорных субъектов. В связи с этим в Обрнадзоре РБ разработана и утверждена приказом №5048 от 12.12. 2016 г. Программа профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований законодательства в сфере образования на 2017 год. Часть запланированных мероприятий была реализована уже в декабре 2016 года: проведены обучающие вебинары для руководителей организаций, включенных в план проверок юридических лиц на 2017 год, разработан проект обязательных требований, соблюдение которых оценивается Обрнадзором РБ при проведении проверок и рассмотрен на расширенном заседании Общественного совета Обрнадзора РБ; на официальном сайте ежемесячно размещается информация о сроках исполнения выданных предписаний.
Сотрудники Обрнадзора РБ «открыты» для общения, консультаций, обращайтесь с вопросами и предложениями, с целью профилактики готовы выступить с более подробной информацией о проведенных проверках, поделиться опытом работы, ответить на все интересующие вопросы.