Редакция журнала «Башҡортостан уҡытыусыһы» - филиал ГУПРБ Издательский дом «Республика Башкортостан»
» » Понимать и чувствовать природу
Понимать и чувствовать природу

Е.А. КОШЕЛЕВА,
директор Республиканского детского эколого-биологического центра;
А.С. АБУЛГАТИНА,
педагог дополнительного образования

В России 2017 год объявлен Годом экологии, в соответствии с указом Президента России В.В. Путина от 5 января 2017 года. Цель этого решения — привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны. Главные задачи, проводимые в рамках Года экологии — улучшение общих экологических показателей; обеспечение экологи­чес­­кой безопасности Российской Федерации; привлечение граждан к сох­ра­нению природных богатств страны; раз­ви­тие экологической ответственности всех слоёв общества. Экологическое просвещение с широким освещением проводимых мероприятий в средствах массовой информации является одним из главных направлений Программы мероприятий Года экологии. В соответствии с планом мероприятий Года экологии в 2017 году проведен цикл всероссийских и региональных совещаний по обсуждению наиболее актуальных вопросов в сфере развития экологии, в которых приняли участие и сотрудники Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Республиканский детский эколого-биологический центр (далее – Центр). В школах и дошкольных образовательных организациях Республики Башкортостан сотрудниками Центра проведены экоуроки. Кроме того, сотрудники Центра организуют акции, круглые столы, приуроченные к таким знаменательным датам, как 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды, День эколога; 15 июня – день создания юннатского движения в России. Сотрудники центра выступают в средствах массовой информации как эксперты в области биологии и экологии, а так­же привлекаются в качестве экспертов в случаях выявления непонятных явлений живой природы. Педагог дополнительного образования центра С.В. Ге­расимов выступил в мае 2017 года на передаче канала "Наука – 102" на тему лесной энтомологии, зоологии. В Центре действуют живой уголок, где за питомцами бережно ухаживает специалист центра Э.М. Илинбаева, и оранжерея, где выращивают редкие и ценные сорта растений и проводят опытническую работу с обучающимися сотрудники А.М. Мингажева и Г.Х. Галимова.
Интересные и увлекательные занятия по экологии с использованием мультимедиа, раздаточных материалов проводит педагог центра И.М. Зайцева. Она, как и все сотрудники центра, является постоянным членом жюри при оценке уче­бно-исследовательских работ обучающихся при проведении различных кон­курсов, олимпиад по биологии и экологии.
В очередной раз в заповедных уголках нашей республики прошли многочисленные мероприятия, объединенные меж­дународной акцией “Марш парков”. Тематические выставки, пресс-конференции, детские экологические праздники, конкурсы рисунков сделали особо охраняемые природные территории цен­трами притяжения любителей природы. В Уфе в акции приняли участие и сотрудники центра, которые вместе с неравнодушными жителями республики разного возраста очистили от мусора Непейцовский парк.
Специалисты Республиканского детского эколого-биологического центра Республики Башкортостан участвовали в работе пленарного заседания, секционных заседаний, панельных дискуссий, круглых столов международного экологического форума, который прошел в городе Уфе. С докладом о работе центра выступила заместитель директора Центра И.Г. Каримова, которая рассказала участникам форума об участии одаренных детей в олимпиадах по экологии, экологических лагерях, организуемых центром, республиканском слете юных экологов и лесоводов. На специализированной выставке «Экология. Технологии. Жизнь» были представлены научно-методические труды сотрудников центра, в том числе «Словарь экологических терминов», составленный под руководством опытного специалиста по растениеводству А.М. Мингажевой. На заседании круглого стола "Актуальные вопросы экологической безопасности в области освоения лесов Республики Башкортостан" с сообщением о роли школьных лесничеств в экологическом воспитании обучающихся выступила методист экоцентра Г.А. Мельникова, которая является куратором движения школьных лесничеств Республики Башкортостан. Если изюминкой международного экологического форума, проведенного в 2016 году, стал фестиваль зеленого документального кино ECOCUP (русс. «Экочашка») с первым в России показом полной версии фильма “Человек” французского режиссера Яна Бертрана, которая рассказывает о том, что делает нас людьми, то в 2017 году фестиваль “Зеленая планета” удивил и порадовал участников форума принятием обучающихся образовательных организаций Республики Башкортостан в «Зеленые пионеры». Фестиваль собрал ребят шести муниципальных районов республики и школ города Уфы. В рамках просветительской программы прошел также региональный этап Всероссийского детского экофестиваля “Экодетство” в Республике Башкортостан. В рамках фестиваля состоялся экологический конкурс «Зелёная планета», в ходе которого агитбригады представили свои районы, рассказали об уникальных природных объектах. Ежегодно в России проходит декада наблюдения за птицами. В эти дни собирается информация о весеннем пролете птиц: видах, численности, местах их концентрации, направлениях. Методист Центра Э.З. Габбасова организует обучающие орни­то­ло­гические экскурсии по определению птиц. В рамках проекта «Атлас птиц Уфы» ею составлен список 50 видов птиц, в который вошли птицы, ранее не замеченные в городе: лутки, гоголи, кликуны, чемги. По данным наб­­­людений в Уфе больше всего обитает представителей отряда воробьинообразных (62%), на втором месте – дятло­образные (10%), на третьем – соколооб­разные (8%); гусеобразные и со­во­­о­­б­­раз­ные составили 6%, курообразные, ржанкообразные, голубеобразные, ракшеобразные – по 2% от общей численности птиц.
С 24 по 30 апреля 2017 года на базе Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна состоялся заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии. Участниками олимпиады стали более двухсот человек из шестидесяти четырех регионов России. Команду школьников республики из семи человек сопровождали опытные наставники — педагог дополнительного образования центра Э.З. Габбасова и учитель биологии средней общеобразовательной школы им. М. Фахретдинова с. Мичуринск Шаранского района В. Ак­булатов. Призерами олимпиады стали Эльвина Загидуллина, Светлана Лаврова, Светлана Юсупова.
Дети гораздо ближе к природе, чем мы – взрослые. Ведь как еще объяснить их желание часами ковыряться в луже, собирать все палки и тащить их в дом, засыпать песок себе за пазуху, играть с дворовыми кошками и готовить суп из камешков и засохших плодов. И пока дети готовы любить, понимать и чувствовать природу так, как умеют только они, мы должны помочь им пронести это чувство любви к природе через всю жизнь. Экологическое воспитание начинается с малого. Например, с прогулок. Это то, что под силу абсолютно всем: в коляске или пешком. Ходить как можно больше, рассматривать деревья, нюхать цветы, искать новые парки и собирать желуди в лесу. Чем больше вы гуляете на свежем воздухе, тем ближе вы к природе, а это уже залог успеха. Еще очень важно привить ребенку любовь к растительности и чувство ответственности. Посадите дерево, куст или хотя бы петрушку в горшке на балконе. Растите ее, окучивайте, поливайте, добавьте в салат, в конце концов. Ребенок должен знать, что человек и природа – единое целое, и мы друг другу нужны. Говорите о природе, читайте книжки, смотрите добрые мультики, используйте все богатство речи, не ориентируясь на совершенно пассивный словарный запас своего ребенка. Не обязательно цитировать Бунина и декламировать Фета младенцу (хотя почему бы и нет?!), но рассказать, что кора шершавая, трава мокрая от росы, а цветы пахнут свежестью – святая обязаность мамы, мечтающей влюбить своего ребенка в природу. Не стоит забывать и о фауне. Если вам жалко зверей в зоопарке, и вы из принципа не понесете козликам за решеткой капусту и свое внимание, покормите хотя бы птиц. Пусть зимой станет доброй традицией делать скворечник и выносить черствый хлеб пернатым друзьям. Играйте с природными материалами. Помните, как делаются куколки из цветов? Или солнце из пушистого кленового листка? Если ребенка пока не интересует прикладное искусство, просто собирайте этот природный материал и складывайте в коробочки. Однажды настанет день, когда вы вместе сделаете подарок бабушке на день рождения и украсите стены в детской комнате работами юного мастера. Еще важнейшая миссия для родителей – учить детей правилам поведения на природе. И первое, что мы можем сделать – начать с себя. Мы — новое поколение, мы носим продукты в тканевых сумочках, вкручиваем новые лампочки и знаем все велопарковки и велопрокаты города. Пусть наши дети освоят эту сложную для нашего восприятия науку сортировки отходов. Самое время начать сдавать макулатуру, перерабатывать все, что перерабатывается, и помочь детям получить достойное экологическое воспитание с целью сохранения планеты. Под руководством методиста Центра Т.К. Бембак проходят мероприятия для дошкольных образовательных организаций Республики Башкортостан, такие как ежегодная Республиканская конференция для работников дошкольного образования; Республиканская детская экологическая олимпиада для детей дош­кольного возраста в рамках Все­рос­сий­ского детского экологического фестиваля «Экодетство»; Республиканские конкурсы «Зеленый мир детского сада»; «Мой край родной».
Формирование экологического мировоззрения, экологической культуры осуществляется также в процессе экологического образования с помощью инновационных технологий. В 2017 году центр выиграл грант из федерального бюджета в форме субсидии по Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020 годы на создание комплексной эколого-биологической лаборатории с возможностью получения дистанционного образования. Лаборатория станет учебно-исследовательской площадкой для обучения, проведения естественнонаучных экспериментов на высокотехнологичном оборудовании в едином образовательном пространстве. Создание лаборатории позволит привлечь обучающихся к экспериментальной деятельности независимо от места жительства, будет способствовать организации и развитию сетевого взаимодействия образовательных организаций, позволит выявлять и развивать талантливых обучающихся в области естественнонаучных дисциплин.