Редакция журнала «Башҡортостан уҡытыусыһы» - филиал ГУПРБ Издательский дом «Республика Башкортостан»
» » Народные подвижные игры как средство духовно-нравственного воспитания
Народные подвижные игры как средство духовно-нравственного воспитания

Веселые подвижные игры — это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек! Когда они возникли, кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как и сказки, песни. Подвижные игры каждого народа имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из старины, передавались из поколения в поколение.

В этих играх развивается интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а, следовательно, вызывают эмоции радости, опасения; побуждают к осторожности и этим увлекают детей.
Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Дети 5 – 7 лет обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях. Это позволяет им овладеть сложным программным материалом по развитию движений. К моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы основные двигательные навыки в ходьбе, беге, прыж­ках, метании, лазании, некоторых видах спортивных упражнений и игр.
В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу. Установить конкретно, для какой возрастной категории предназначена игра, невозможно. Многолетний опыт показал, что не все подвижные игры можно отнести к определенному возрасту.
Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В третьих сюжет и действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.
Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Он считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство.
Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности. 
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами народной культуры, отдает предпочтение народным играм.
Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции, в них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.
Игра воспитывает детей. В мире детей воспитательная школа строже, чем у взрослых. Самое тяжелое для детей, когда их отвергает коллектив: того, кто хочет занять лидерствующее положение или проявит излишнюю обидчивость, в следующий раз не примут в игру. Чтобы стать участником игры, ребенок старается не спорить, не обижаться, не ябедничать, быть терпимым, выучить много считалок, песен, т.е. незаметно для себя приобретает положительные качества.
Педагоги нашего дошкольного учреждения широко используют народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях. Опыт работы с детьми показывает, что в последнее время дети все реже играют в обычные «дошкольные игры». Редко встречаются оригинальные идеи в играх, интересные повороты в их сюжетах. Часто игры дошкольников однообразны, без яркости и вдохновения, которые так присущи детскому восприятию окружающего мира. Дети встречаются с трудностями, когда нужно проявить воображение и фантазию, придумать что-то свое. Большинство роди­телей убеждены, что просто играть, баловать, разговаривать с ребенком совершенно недостаточно, и чтобы идти в ногу со временем, с малышом «надо заниматься».
Суть приобщения дошкольников к истокам национальной культуры состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, дому, семье, истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.
На непрерывно-образовательных деятель­ностях и в свободное время я использую национальные игры башкирского народа. В свое время мы тоже воспитывались в народных играх, изучали свой башкирский язык. У башкирских народных подвижных игр есть схожесть с играми других народов: развивается моторика, ориентир в пространстве, речь, выносливость. Формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально-чувственная основа для развития патриотических чувств. В рамках воспитания основ толерантности в детях, провожу также занятия с целью ознакомления с национальностями и играми народов, населяющих Россию.
Традиционные башкирские игры, танцы нередко воспроизводят движения птиц и зверей, имитируют повадки животных, то есть носят подражательный характер. Это объясняется тем, что в их основе лежат обряды, когда-то имевшие религиозно-магическое значение. Баш­кирские народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Они имеют свою историю, сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Суровые условия быта требовали серьезной закалки подрастающего поколения, поэтому различные состязания в выносливости стали для башкирского народа органической потребностью. С 4 – 5 лет мальчика воспитывал преимущественно отец, который, прежде всего, учил его ездить верхом, стрелять из лука, бороться, бегать. Большой популярностью пользовались у детей бег на скорость, игры в жмурки, прятки, игры с мячом, скатанным из шерсти, с палками, в кости. По содер­жанию башкирские народные игры выразительны и доступны детям.
Вся работа по ознакомлению детей с подвижными играми проходит в тесном контакте с семьей. В этом направлении нами было проведено родительское собрание «Мы играем народные игры», на котором родители рассказали о своих любимых народных играх, в которые они играли в детстве, а сейчас научили своих детей. Родители стали активными участниками в подготовке атрибутов к народным играм, помогли в оформлении фотовыставки «Любимые игры детства», участвовали в конкурсах рисунков «Игры, знакомые нам с детства». В процессе ознакомления с народными подвижными играми воспитанники достигли следующих результатов: они умеют самостоятельно играть в подвижные игры. Используют в активной речи жеребьевки, считалки, загадки. Осмысленно и активно участвуют в мероприятиях, приуроченных к народным праздникам. Самостоятельно выбирают игру, в которую играют все вместе. Несомненно, дети очень любят играть. Но, чтобы игра помогла заложить основы нравственного воспитания, мы должны играть вместе — воспитатели, родители, дети. Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, она сближает, сплачивает, тем самым устанавливаются доброжелательные взаимоотношения и взаимопонимание.
Таким образом, все вышесказанное еще раз доказывает, что народная игра — отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Это часть народной педагогики, которая, опираясь на активность ребенка, всеми доступными средствами обеспечивает всестороннее развитие и приобщение его к культуре своего народа. Ведь заложив фундамент нравственности с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. В свою очередь мы не собираемся останавливаться на достигнутых результатах, так как всё чаще находим им практическое применение. В дальнейшем я планирую расширять и систематизировать знания детей о народных подвижных играх, закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки, продолжать развивать заинтересованное отношение детей к культуре своей страны и создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств. По ра­боте с родителями были запланированы мероприятия, привлекающие к совместным досугам. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы  воспитания поликультурности, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Работа с семьей в области поликультурного воспитания детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными. В своей деятельности мы стремимся к тому, чтобы родители становились активными участниками педагогического процесса. Они принимают участие  в организации и проведении народных праздников,  в  изготовлении атрибутов для мини-музея «Народная изба»,  вносят свои предложения на родительских собраниях и семинарах.
В группе созданы центр патриотизма, альбомы на тему: «Моя семья», «Мой город Сургут», «Государственная символика России», «Москва – столица России», «Защитники Отечества», «Богатыри земли русской», флаг, герб, гимн России и Республики Башкортостан, мини-музей «Башкирская юрта» и другие; сделаны подборки дидактических, сюжетно-ролевых, русских и башкирских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр; а также подборки методической и детской художественной лите­ратуры, стихов, народных пословиц и поговорок. В уголках для родителей  постоянно помещается материал по народному календарю, по народным праздникам.
Наряду с непрерывно-образовательной деятельностью мы все вместе организуем праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин. Кален­дарные народные праздники – уни­кальная возможность для детей и взрослых ежегодно погружаться в мир народных песен, танцев, обрядов, игр и естественным путем освоить духовный опыт своего народа.
Работая с детьми в направлении всестороннего воспитания и гармонического развития, результатов можно достичь только в процессе  систематического и правильно организованного  обучения народным подвижным играм. Заинтересовавшись и увлекшись народными играми, дети находятся не только в прекрасной физической форме, но и проявляют живейший интерес к своим истокам, истории нашей Родины, своего края.
З.Ф. ГУБАЙДУЛЛИНА,
воспитатель детского сада №18 г. Сургут Тюменской области