Редакция журнала «Башҡортостан уҡытыусыһы» - филиал ГУПРБ Издательский дом «Республика Башкортостан»
» » Язык и культура народа неразделимы
Язык и культура народа неразделимы

Как писал К.Д. Ушинский: «Язык не только выражает собой жизненность народа, но есть именно сама жизнь. Когда исчезает народный язык – народа нет более!..

Как писал К.Д. Ушинский: «Язык не только выражает собой жизненность народа, но есть именно сама жизнь. Когда исчезает народный язык – народа нет более!.. Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ». Каждый язык является частью мирового культурного достояния, поэтому сохранение и развитие языка становится государственной задачей. Когда ребенок уже с малых лет знакомится с духовным наследием своего народа, изучает родной язык, историю, культуру родного края, он сам растет духовно богатым. И мы должны ему в этом помочь.
Образовательные организации нашего города и района ведут большую работу по выполнению Государственной программы РБ «Сохранение, изучение и развитие языков народов Республики Башкортостан», Закона РБ «О языках народов Республики Башкортостан». Деятельность в этом направлении ведется с широким использованием потенциала семьи, социума, общественных организаций.
Работа учителя родного языка не сводится только к изучению школьной программы, которая требует выполнения различных упражнений по закреплению грамматики.
Современные ученики лучше владеют компьютерными информационными технологиями, поэтому учителю необходимо постоянно работать над собой. В этом учителю помогают любовь к своей профессии и творческое отношение к ней. Дети тянутся к творческому, ответственному учителю.
Поэтому учитель должен приложить максимум усилий, чтобы заинтересовать детей, поддержать их интерес, объяснить необходимость изучения родного языка. Очень важно, чтобы и родители, и общественность были единомышленниками в обеспечении всестороннего развития ребенка.
В организации внеклассной и внеурочной работы учителя родных языков города и района работают совместно с Исполкомом городского курултая башкир, татарским общественным центром. Они оказывают большую помощь и поддержку в организации “Шәжәрә байрамы”, в распространении исторических материалов, в организации подписки среди учащихся, встреч с известными писателями и деятелями культуры республики. Также в воспроизведении старинных обычаев и традиций учителя обращаются к членам клуба “Ағинәйҙәр ҡоро”.
В резолюции IV Всемирного курултая башкир говорится, что одним из важнейших направлений развития является забота о формировании в стране новой культурно-экономической среды, новых точек роста с учетом наших традиционных ценностей и глобальных возможностей, создающих для людей мир благополучия, комфорта и уверенности в завтрашнем дне.
Исходя из вышеизложенного, IV Всемирный курултай башкир считает необходимым разработать предложения по внесению изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан «Об образовании в РБ», в частях обеспечения организации изучения башкирского языка в качестве родного и государственного языков, обеспечения сохранности и развития республиканских инновационных общеобразовательных организаций и целевого приема в высшие и средние специальные учебные заведения.
Мы уверены, что основа любви к своему Отечеству, патриотизма, стремление жить и работать на родной земле формируются в едином процессе этнокультурного развития и формирования новых гражданских ценностей.
В развитии творческих способностей детей в городе и районе большую поддержку оказывают и объединения, организованные во Дворце детско-юношеского творчества. Выступления танцевальных коллективов, вокалистов яв­ляются украшением наших праздников на родных языках.
Любовь к народной музыке прививается детям в музыкальной школе, где ведется работа по направлениям фольклора, народной и классической музыки. Учащиеся, которые занимаются в отделении курая, являются победителями республиканских конкурсов (руководитель – Р.Р. Абсалямов).
В дело воспитания здорового поколения вносят большой вклад и спортивные объединения, работающие на базе ДДЮТ, спортивных комплексов «Туймазы-Арена» и «Олимпиец». Воспитанники с интересом занимаются и национальной борьбой. Учителя и тренеры работают в тесной взаимосвязи. Такая совместная работа ведет к умственному и физическому развитию детей, помогает развить их способности и таланты. Главная задача – своевременное выявление способности ребенка и правильное направление к цели.
При правильной организации работы и общения родители большинства наших учащихся поддерживают детей, создают условия для занятий по интересам, участвуют вместе с ними в различных конкурсах и спортивных соревнованиях, помогают вести научно-исследовательские работы.
Исходя из опыта своей работы могу сказать, что такая совместная работа дает свои результаты. Например, семья Фоминых поддержала интерес сына к изучению государственного башкирского языка, в итоге сын стал призером респуб­ликанской олимпиады (2014 г.); семья Яратовых развивает интерес сына к башкирской истории, культуре, языку. Их сын Фарит является призером многих муниципальных конкурсов. Таких примеров много. Например, из года в год ученики занимают призовые места в муниципальном этапе олимпиады: Стрельцова Диана, Константинов Радмир, Метельницкий Максим. Они интересуются историей, культурой и традициями башкирского народа, языком. Знание языка этим детям дает уверенность в завтрашнем дне, ведь они поняли, что язык республики – это их язык, их будущее. Стало традицией инсценировать отрывки из произведений писателей-юбиляров. И здесь учащиеся не уступают – коллектив занял II место, а Хабибрахманов Марсель, Камалова Ирина, Фарухшина Эльвина были отмечены в номинациях. Увидев победы этих учеников, другие дети стараются равняться им, проявляют интерес к разным мероприятиям, конкурсам, олимпиадам.
Таким образом, при изучении и пропаганде башкирского языка надо больше опираться на родителей и общественность. Выступления на родительских собраниях о достижениях учащихся, объявления благодарностей родителям дают положительные результаты. Мы надеемся, что совместная работа учителей даст возможность расширения использования государственного языка в жизни всего общества.
В будущем хотелось бы увеличения количества часов внеурочной деятельности для создания среды общения и развития на родном языке, привлечения для работы в школе специалистов по музыке, танцам, театральному искусству на родном языке и оказания государственной поддержки. Желательно сохранить изучение материалов предмета «История и культура Башкортостана» в предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», потому как язык и культура народа неразделимы. Введение в школьную программу исторических материалов, фильмов по произведениям башкирских писателей по историческому наследию народов Башкортостана – это требование времени.

Г.Я. БИКБУЛАТОВА,
учитель средней школы №6 г. Туймазы